16 февраля 2009 г.

"Загадочная история Бенджамина Баттона"

Вчера посмотрела «Бенджамина». Признаюсь, фильм оказался другим, чем я ожидала. Короткие кадры анонса выхватывали моменты, глядя на которые можно было ждать второго «Титаника» - по силе страсти и романтической идеи. Здесь же, напротив, с первых кадров фильм погружаетв созерцательное и серое пространство, лишенное эмоций.

Вместо эмоций – закадровый голос, воспоминания о прошлом. Если человек с рождения попадает в дом для престарелых, где смерть – частая гостья, то волей неволей привыкает к тому, что все в жизни кратковременно и уход других людей – неизбежное событие жизни. И это философское настроение, это созерцательная безэмоциональость –и есть жизненный путь Бенджамина. Он как бы с рождения собирает весь опыт пожилых людей и понимает то, чего не понимают другие – ценность каждого момента жизни. Мысль о том, что нет никого мудрее, кроме самой жизни – в каждом фрагменте фильма, каждой фразе, которую озвучивает закадровый голос, не оставляя зрителю возможности делать выводы самому. Поэтому выбор каждого героя – изначально правильный и одобрен автором, и более того, каждый поступок, совершенный героем, ему потом прощают. И это право автора – создать новую идеальную модель жизненной истории, когда никто никого не осуждает, все принимают друг друга и поступки друг друга, и удивительным образом сохраняют любовь, встречаясь раз в десятилетие для того, чтобы увидеть себя другими. Может быть, она так же идеальна, как и сказка о Золушке и принце. Хотя если кто-то ее смог сыграть – есть вероятность, что героями можем быть и мы сами. Но вот что странно, несмотря на общий позитивный ход мыслей главного героя, от фильма в целом не остается положительного заряда. Ведь весь тот опыт, который накопил герой, будучи не в самой лучшей своей физической форме, он не обратил ни во что полезное человечеству, когда стал молод, - чего, казалось бы, от него можно было бы ожидать. От него, - кого все считали необыкновенным от рождения. Я бы поставила 5* этому фильму только за то, что в нем есть любовь длинною в жизнь, и за подбор актеров. Сильная и стильная Бланшет – для роли женщины, с настоящей женской судьбой: какая бы карьера и страсть не была в твоей жизни раньше, в пожилом возрасте ты укачиваешь на руках ребенка, даже если до этого он был твоим мужем. И Питт – одинаково бесстрастный и в роли Ахиллеса, и в роли Бенджамина. С одним только мечтательным взглядом, смотрящим в глубину собственной неотразимости, узнаваемым даже под многослойным гримом и компьютерной обработкой.

3 комментария:

  1. Меня лично фильм удивил только богатством фантазии г-на сценариста. Какое извращение , однако, чтобы поразмыслисть над вечными вопросами жизни/смерти, любви/милосердия.
    Фильм досмотрела до конца (затянут конечно сильно), но по привычке иметь своей мнение ломала ночью глаза.
    Кейт хороша (красива). А Брэд. Ммм ничего особенного. Он мне у Коэнов в качестве придурка очень понравился.:-) Это было что то новеньким, ей богу!

    ОтветитьУдалить
  2. Я слышала, что фильм снят по какой-то книге, то есть это не совсем фантазия сценаристов. Кажется, действительно был человек, родившийся стариком изначально.

    Я немного поменяла свое мнение о фильме несколько дней спустя, так как не испытав каких-то ярких эмоций в момент просмотра, немного разочаровалась. Но что-то от него осталось внутри. По сравнению с Австралией, которую смотрела вчера, он безусловно может считаться достойным Оскара.

    ОтветитьУдалить
  3. Посмотрел и я, наконец, "Бенджамина Баттона". Этакий эпически-созерцательный фильм. И сделан академично и временами затянуто, даже как-то и непохоже на Финчера, режиссера фильмов "Семь", "Игра" и "Бойцовский клуб".
    Я отметил для себя несколько аспектов:
    - Брэду Питту надо все-таки играть ярких и харизматичных персонажей, коим Бенджамин Баттон, увы, не является;
    - фильм красив в своей созерцательности и философичности (последняя усугубляется постоянным закадровым комментарием), невольно задумываешься о вечном, а это приводит к ощущению печали (впрочем, светлой);
    - этот фильм - гимн гримерам и визуальным спецэффектам, а Питт иногда напоминал мне Роберта Редфорда;
    - очередной раз убеждаюсь, как оживает сюжет и история чьей-то жизни, если допустить одно (именно одно!) фантастическое допущение (этому методу следовали, например, Стругацкие в своем зрелом творчестве), которое обостряет вполне общечеловеческие проблемы и ситуации.
    По сути это история поиска себя в обществе, история любви, т.е. история человеческой судьбы, которая, возможно, и не приклекла бы нашего внимания, если бы не текла наперекор времени.

    ОтветитьУдалить

Приносим извинения за то, что некоторые комментарии (как правило, от анонимных читателей) будут опубликованы не сразу, а после проверки администратором. Спасибо.