20 июля 2009 г.

Золотое полукольцо: Вологда - Ярославль - Кострома - Ростов (из "Путевых заметок Svetskой дамы")

Всё, как обычно, началось с посещения Музы дальних странствий. Уже ставшие столичными братья-земляки жестоко осмеяли меня за истинно провинциальную веру в то, что на 9 Мая можно будет, преисполняясь патриотизма и гордости, махать флажком на Красной площади во время военного парада. Тогда я решила, что на праздники надо променять Первопрестольную на отдых в уютной провинции. Заодно и образовать себя на предмет российских православных достопримечательностей. Вследствие неудержимого стремления смазать лыжи не в одиночестве, я начала массированную агитационную атаку на Андрея. Тот держал меня в черном теле сомнений до самого последнего момента, то и дело норовя «соскочить».
Но вот наконец-то билеты заказаны и получены, а мы с Андреем встретились для «поесть перед дальней дорогой». План наш был прост – билет до Вологды в один конец. Всё. А что, вы хотели большей определенности? Муза все-таки навеяла – понимать надо! Канву путешествия мы, конечно, примерно представляли, но ничего нигде у нас заказано не было.

Веселье началось сразу. Внушаемая вековым инстинктом привычка расслабила мой мозг: как только он почувствовал рядом мозг противоположного, более разумного, пола, я совершенно перестала напрягаться на предмет «успеть на поезд». По моим ощущениям, более вменяемый и опытный Андрей все точно рассчитал. Однако позже выяснилось, что Андрей часов наблюдать не изволит совершенно. Выползая расслабленно из такси, он строил планы «Барбаросса» по захвату ларьков с питьевой водой в дорогу. На мое робкое замечание, что до отправки поезда 7 минут, а мы еще даже номер пути не знаем, он воскликнул «Да ну?!» и стартовал за водой в три раза быстрее.

Чтобы не терять времени и быть хоть чем-то полезной, я помчалась к информационному табло выяснять номер пути. Путь оказался номер 1, рядом с которым я и стояла. Вернувшись, чтобы сообщить сию радостную весть Андрею, обнаружила, что след мужчины с «боржоми» давно простыл. А до поезда 5 минут. Впрочем, «Не-скажу-какая-сотовая-компания» как всегда оказалась на высоте, и мы, воссоединившись в своем стремлении к туризму, забились в первый попавшийся вагон нашего поезда.

Наивные, мы даже не представляли, какая радость ждет нас в купе! Когда мы дошли до своей маленькой 4-местной комнатки, то обнаружили в качестве соседей мужика с бородой и пять сумкокоробок с цветами. Сей садовод являлся, по его признанию, хозяином цветочного бизнеса в некоем провинциальном городе и в настоящий момент вез своих маленьких друзей продаваться. Ехал он в Архангельскую область, дальше Вологды. Весь день до поезда он бегал по Москве, делая дела и созерцая окрестности. Боги! Как же чувствовалось, что весь день он бегал! Сам же мужичок совершенно невозмутимо сидел и вонял носочками. Где-то через час тактичный Андрей стал делать вид, что ему невыносимо холодно в нашем душном купе и пытался незаметно прятать нос под курточку. Организмы наши, конечно, совершенно не планировали сгинуть в начале путешествия от невыносимого запаха, поэтому боролись с тошнотой как могли. Утренний чай, само собой, исключался, на это нас совсем не хватило. Втянув животики, мы решили терпеть с едой и питьем до выгрузки в славном городе В. Когда я сдавала белье, проводница сочувственно поинтересовалась, как нам удалось выжить в купе до утра, поскольку она, даже проходя мимо, ускоряла шаг...

С честью преодолев первые туристические трудности, мы выгрузились в Вологде, решив посвятить ей один день, а вечером метнуться в Ярославль. В молитвах об избавлении нас в следующий раз от попутчиков – честных тружеников, мы отправились осматривать местные достопримечательности. Решено было осмотреть все, что было недалеко от вокзала, а потом выдвинуться в сторону центра с целью поиска хорошей едальни. Вследствие своего географическо-картографического кретинизма я даже не пыталась управлять процессом нашего передвижения, только периодически тихо хныкала, что невыносимо хочется кофе. Андрей показал мастер-класс самоорганизованного туризма, неуклонно ведя нас по памятным местам, ковыряясь в картах и путеводителях.

Еще на вокзале в справочном каталоге я засекла некое кафе на ул. Октябрьской. Ха, Андрей-то не знал, что я запоминаю из названия только его длину и первую букву! Я, конечно, прослушала пару-тройку шуток про свой энтузиазм, с которым рассматривала картинки интерьеров кафе, вместо того чтобы запоминать адрес... Впрочем, прибыли мы в Вологду очень рано, времени до открытия кафе было вагон, посему мы не спеша топтали центр города. Медленно, но верно, мы приблизились к улице Октябрьской, на которой опознали-таки вожделенное кафе! Кофе нам там, правда, не дали, так как бар у них работал с 11.00, но чаем мы напились и съели совершенно божественную яичницу с ветчиной...

Вологда не слишком богата на памятники культуры. Ферапонтьев монастырь оказался крайне далеко от города, все возможные экскурсии туда уже уехали, и от идеи созерцания росписей Дионисия мы отказались. Побродили вдоль реки, попытались прорваться к местному монастырю по воде, но прогулочный кораблик тщательно драился и красился к Дню Победы (мы еле успели с него спрыгнуть, пока у нас прямо под ногами не покрасили пол). Тогда мы решили отбыть на просмотр обычным способом – по суше.

Находившись по окрестностям, Андрей дал добро на «попить кофе». Тут-то мы и выяснили, что попить его совершенно негде. Возвращаться до Октябрьской было далеко, стали искать справа и слева. Пройдя все центральные улицы вдоль и поперек, поняли, что притулить и напитать наши тельца живительной влагой без помощи местных жителей абсолютно невозможно. Отловив какую-то девушку, мы узнали, что в городе имеется два приличных кафе и одна кофейня. Кофейня оказалась за углом, куда мы и рванули на всех парусах. Взору нашему предстала маленькая, но гордая кофейня с 4 столиками... все из которых, разумеется, были заняты. Упершись носами в витрину, глотая слюну и делая вид, что мы, конечно же, не хотим, чтобы кто-нибудь из посетителей уже наконец убрался и освободил нам место, мы мучились у витрины минут десять. После очередных судорог от запаха свежесваренного кофе я не выдержала и подошла к девушке (оказавшейся в прошлом фотомоделью местного масштаба), сидящей за столиком в одиночестве, с вопросом, не возражает ли она против нашей теплой компании. Девушка не возражала, а потом так впечатлилась нашим обществом, что даже купила себе еще мороженого, чтобы подольше с нами поболтать, проинструктировать насчет ловли такси и дать их телефоны, рассказать, как куда добраться, и подать Андрею идею сэкономить на переездах. Последнее было немаловажно, ибо широкая столичная душа собиралась заплатить 150 рублей за доставку нас в монастырь, а, когда таксист за 100 рублей нас чуть ли не на руках туда отнес, Андрей понял, что совершенно спокойно по городу можно кататься за 50 рэ. Так мы потом и добрались обратно. Вернувшись из монастыря, мы поехали в свое любимое кафе на Октябрьской, которое стало для нас эталоном провинциального общепита, готовили там все-таки совершенно божественно!

Вот так выглядела палуба того самого прогулочного кораблика, где пол чуть было не покрасили прямо под нашими ногами

Напитавшись, мы вернулись на вокзал и купили билеты на ближайший паровоз до Ярославля. Потянули время в баре до отправления и загрузились в вагон.

Приезжать мы должны были в первом часу ночи. Внезапно проснувшись, я обнаружила, что по времени мы через четыре минуты должны быть в Ярославле, а едем в каких-то полях и, судя по проплывающему за окном реквизиту, ни к какому большому городу не подъезжаем. И родилась у меня мысль: а случайно не отъезжаем ли мы уже от него?! Проснувшийся Андрей тоже живенько представил, как мы сейчас сойдем где-нибудь в полях в час ночи (дай бог, если так, а не еще позже), натянул ботиночки и дунул к проводнику. Все оказалось не страшно – поезд просто-напросто опаздывал, и мы проснулись совершенно вовремя. Попили чаю и прибыли.

Вышли мы в Ярославле, добрались до теплого местечка на вокзале и поняли, что теперь-то нам надо всерьез решать, куда податься. Со своим притупленным инстинктом самосохранения я не успела вполне осознать, что мы вот стоим в чужом городе посреди ночи и не знаем, будут ли хоть в какой-то гостинице хоть какие-то места. А хочется поспать и помыться... Хорошо, что Андрей – как нормальный человек и вообще молодец – обо всем этом подумал: в его волшебных путеводителях содержалась бесценная информация с номерами телефонов гостиниц. Забившись в щель между киосками, мы выпотрошили ресепшн всех ярославских отелей на предмет свободных мест, выбрали приемлемый вариант и причалили к гостинице рядом с вокзалом.

Во время заселения мы, чукотские дети с урбанистически ограниченным сознанием, начали выспрашивать, есть ли в гостинице камера хранения, чтобы утром (до 12 часов 8 мая) освободить койко-места и не таскать с собой вещи. Случилась немая сцена, после которой тетя с ресепшн удивленно спросила, зачем нам камера хранения, если наши вещи могут преспокойно стоять в номере, ибо выселение – в 12.00 9 мая. С минуту молча повзирав друг на друга, мы, изнасиловав свой мозг, заставили его поверить в то, что за цену одних суток нам отдают две ночи и один день, и не искать подвоха. Втайне поликовав, мы умылись, забились в постельки и забылись сном.

Утром я проснулась от страшного лязга и грохота. Оказалось, что прямо под окнами гостиницы пролегают трамвайные пути, по которым наши маленькие железные друзья и начали метаться с утра пораньше. Но счастье от внезапной экономии на гостиничном номере омрачить было невозможно даже этим.

Выползя из гостиницы, мы пошли, ветром гонимые. Здесь случилось наше первое разногласие по программе. Андрей был готов проглотить сосиску, утопить ее в чае и рвануть в сторону исторического центра. Я же неумолимо хотела в кафе для испития натурального кофе. По дороге в кафе и некоторое время внутри я узнавала, что такое бухтящий Андрей. Мне сполна досталось за мою прожорливость, неразумность в трате времени на златокольцевой чужбине, извращенное нежелание пить по утрам чай вместо кофе (которого не было в нашей гостинице) и вообще... Натрескавшись мяска и напившись кофе, Андрей, впрочем, «отошел» и грехи мне отпустил (так мне показалось). Мы там даже развлеклись. Кафе называлось «Актер» и, видимо, служило пристанищем местной богемы. Во время рекламы какого-то антипохмелина под слова «Болит голова?» в зал ввалилось нечто всклокоченное с мутным взглядом и явной головной болью. Это надо было видеть – такая отличная иллюстрация со звуковым сопровождением! Вдоволь нахихикавшись и оставив в туалете надпись на стене, что мы здесь были (там для этих целей специально мел лежит), мы двинулись на покорение ярославского кремля.

Погода стояла совершенно великолепная, мы ходили в майках – и нам еще жарко было! Сожгли себе носы, но остались посещением достопримечательностей крайне довольны. Обошли за день все что можно. Ноги у меня уже стали потихоньку стонать. От бесконечного механического движения вперед я совсем перестала думать и внезапно осознала, что можно сэкономить массу усилий, если не таскаться за Андреем постоянно – оказывается, он зачастую не идет к новому историческому месту, а просто слоняется вокруг зданий в поисках интересных ракурсов. В сувенирной лавке ярославского кремля ему воздалось по заслугам – он приобрел себе значок «Инструктор по туризму СССР», который тут же и нацепил на кармашек.

В итоге мы плавно осели в кофейне и затем с открывшимся вторым дыханием пошли смотреть жизнь вечернего Ярославля. Мелькнула мысль, а не затусить ли нам в каком-нибудь клубе, но малодушное желание положить ножки спать взяло верх – и мы пошли в гостиницу. Тем более что поутру нас ждала поездка в Кострому.

Выскребя себя из постелек, мы на такси помчали на автовокзал охотиться на Кострому. Купили билеты, дождались автобуса (точнее, «маршрутки», что оказалось лучше – ехала она значительно быстрее), забились внутрь и начали ждать отправки. И тут Андрей достает путеводитель и говорит мечтательно: «А клево было бы поплыть до Костромы на пароходике? И доехали бы, и мир с воды посмотрели бы…» Посмотрев друг на друга выразительным взглядом, мы судорожно принялись звонить на речной вокзал, стоя носками к выходу, но 9 мая в 8.30 утра нас на речном вокзале никто не захотел. Так что вплавь мы опять никуда не попали и добрались до цели привычным способом – на колесиках.

Прибыв в Кострому, мы приобрели билетики на завтра до Ростова Великого и уселись выбирать ночлег. Наши симпатии были отданы гостинице, до которой мы дозвониться не смогли. Располагалась она в центре города, и мы решили до нее доехать, чтобы на месте разобраться с номерами. Если что, имелся запасной вариант с другой гостиницей. На месте обнаружилось, что от вожделенного отеля осталось только название, но аборигены присоветовали нам другую гостиницу через несколько домов. Мы направились к ней... и тут моему взору предстала кофейня! Конечно же, я уговорила Андрея в гостиницу не ходить, а сначала в нее позвонить – ее телефон в нашем путеводителе был. А позвонить-то, конечно, из кофейни! Тяжело вздохнув, Андрей, как истинный джентльмен, решил неуемной кофеманке опять попустительствовать. Мы подкрепились, выяснили, что номера свободные в намеченном домике имеются, и, сытые и довольные, пошли заселяться. Гостиница оказалось частной – маленькой и уютной. Вполне довольные, мы поехали смотреть церкви и монастыри. Я не пишу про них и про впечатления о них, поскольку все слилось воедино, и проблески сознания только иногда позволяют мне понимать хотя бы примерно, что в каком городе я видела (не говоря уже о том, что ни одно название вспомнить не смогу). Помню только особо поразившие сооружения, но толку рассказывать о них нет – лучше смотреть на фото.

Наконец, мы дошли до Волги, которую я хотела потрогать. До этого я бесконечно пыталась добраться до берега, чтобы помочить ладошки, но Андрей постоянно вычитывал и высматривал, что это, мол, не Волга, а то искусственный залив, то приток Волги, то еще какой-нибудь посторонний водоем. Однако, когда я радостно подскочила к кромке воды, ее цвет так поразил мое воображение, что я решила совершенно спокойно обойтись без омовения рук в Матери рек Российских.Возвращаясь, мы вышли на центральную площадь и посмотрели местные гуляния. 9 Мая все-таки! Поглядев на сие безобразие, решили испить чайку и двинуться на постой. Бежали до гостиницы мы под первым в нашем путешествии дождиком. Устали за три дня так, что сил не было не то что 9 Мая праздновать, а даже челюстями шевелить. Поэтому праздник у нас прошел в растительном отдыхе. Андрей хоть салют сходил посмотреть, а я не рискнула с мокрой головой бежать на улицу смотреть веселые хлопушки, чем, по словам Андрея, несказанно расстроила гостеприимную гостиничную девушку.

Если посмотреть внимательно, то можно заценить размещение в одном месте дворца бракосочетаний и камерного драматического театра...

Кофейня "Рога и копыта"

10 мая мы отправились на автобусе в завершающий наш маршрут город – Ростов Великий. В автобусе Андрей потряс мою неустойчивую детскую психику своей подготовленностью к путешествиям, когда на глазах у изумленной публики достал и надул дорожную подушку. Видимо, у меня был такой обалдевший вид, что Андрей без лишних вопросов отдал сей буржуйский атрибут мне в полное пользование. Ехали мы три с лишним часа, поэтому подушечка пришлась очень кстати.

Надо сказать, что в тот день погодка была не супер. У наших носов шансов обгореть уже не было, хотя в принципе было не так уж холодно. Благо, не шел дождь и даже иногда выглядывало солнце, которое милостиво светило Андрею туда, куда он просил для изготовления романтических снимков окрестностей. Однако Ростов стоит на берегу озера, и ветры там страшные. Я ходила и мерзла в своей осенней куртке, а Андрей несгибаемо и методично приближался сквозь ветер к монастырю на окраине города. Начать с него была моя идея, так как обходить кремль в центре города мы пошли не с нужной стороны, в результате чего вышли на берег озера Неро. Раз в тот далекий монастырь мы все равно планировали пойти, я предложила начать с окраин. Когда мы шли бережком по страшному ветру до этого монастыря с полчаса, Андрей (по его признанию впоследствии) не раз вспоминал поговорку «Послушай женщину и сделай наоборот». Но в итоге (опять же, по его признанию впоследствии) оказалось, что мы поступили как раз оптимально. Походили мы, пофотографировали, поахали над красотой (в Ростове есть очень необычный для нашей архитектуры храм), и, после того как нас изгнали из городского кремля за пять минут до закрытия, пошли оседать в каком-нибудь трактире.

Войдя во вкус буржуазных привычек, я предложила подогнать нам к кафе такси, которое домчит нас до паровоза. Андрей похмыкал на меня, но согласился (в принципе до вокзала было 15 минут пешком, но я была готова расставаться с деньгами, лишь бы более не насиловать конечности, поскольку в ногах к четвертому дню болел уже каждый сустав, а мышцы находились в постоянной судороге – приходилось переставлять ноги толканием бедра, а не работой мышц). Когда нас покормили быстрее, чем мы ожидали, выяснилось, что за оставшиеся 40 минут мы бы вполне успели посетить третий и последний достойный нашего взора ростовский монастырь, а мы тянули время в кафе до такси. В Андрее активно зашевелилась тоска по незавершенному гештальту – он начал бурчать, что вместо того чтобы тут бездарно проедать деньги, можно было уже давно получить еще духовной пищи. Почувствовав свою вину в бесславной гибели культурной программы, я предложила на нашем такси домчать до монастыря, по-быстрому его заценить и поехать на вокзал. Андрей (как обычно не глядящий на часы) попался на эту аферу – до отправления нашего (последнего в этот день) поезда в Москву оставалась всего лишь 21 минута...

Как только мы домчали до монастыря, Андрей выполз из машины и скрылся с фотоаппаратом в совершенно неизвестном направлении. Через некоторое время его отсутствия я уже начала планомерно продумывать схему наших действий после того, как не успеем на поезд. Заодно морально готовиться к прослушиванию восхищения Андрея моей светлой идеей отправиться сюда за 10 минут до отправления поезда. Тут вдали замаячила фигура бегущего к машине Андрея: «Ну все, а теперь на вокзал!» Я тихо добавила: «Пожалуйста, так быстро, как вы только умеете». Андрей расслабленно хмыкнул: «Да ладно тебе панику наводить...» Осознает ли он, осведомилась я, что до отправления нашего паровоза осталось 7 минут? Он не осознавал, но осознание на него снизошло немедленно. Судя по гробовому молчанию, он активно разрабатывал альтернативный план действий после прощания с хвостом нашего уезжающего поезда...

Озеро Неро

Примчавшись на вокзал, мы начали судорожно рассматривать пути, пытаясь понять, стоит ли где-нибудь поблизости наш поезд и как долго он намерен там пробыть. Поезда нигде не было, но на перроне томился народ, из чего было сделано оптимистичное умозаключение, что наш железный конь еще не приезжал. Воодушевленные, мы отправились в камеру хранения за вещами и выяснили у дежурной по вокзалу, что если мы вот просто немедленно не метнемся на перрон, то рискуем в Великом Ростове навеки поселиться, так как переход на перрон есть только через пути, стоит наш поезд две минуты, а с противоположной стороны едет еще один железный брат, который попросту перекроет нам путь на перрон. Мы со всех ног побежали до нужного деревянного настила через пути и успели-таки заскочить на перрон в аккурат к своему подъехавшему первому вагону. Влетев в вагон, мы с изумлением обнаружили, что вагон у нас наполнен не полками, а мягкими креслами, как в самолете, и наш спор, кому достанется 33-е место около туалета, более не актуален.

Поезд тронулся, мы уселись на свои сидения и осознали, что имели совершенно реальный шанс остаться в Ростове. Все-таки мы молодцы – успели и натрескаться от души, и посетить последнюю достопримечательность, и попасть на поезд... Еще и вагон такой замечательный нам достался!

Андрей с видом фокусника вновь извлек свою чудо-подушку, которая опять же была великодушно отдана мне. Мы ехали, рассматривали фотографии и радовались впечатлениям. Подставляли лица солнцу, ярко светившему за окном, любовались чистым голубым небом, которого в Москве практически не бывает. Три часа пролетели незаметно, и мы причалили к своему любимому первому перрону Ярославского вокзала.

Андрей посадил меня в такси, и я поехала домой. Мое провинциальное любопытство невыносимо чесалось и зудело, я не выдержала и начала расспрашивать таксиста, как прошли праздники в Москве. Таксист оказался не дурак поговорить, мы плавно перешли на то, где я была на праздниках, выяснили, что сам он заядлый турист-шатун... Я имела неосторожность испросить совета, какой из городов (он объехал почти всю страну) стоит посмотреть…Проговорили мы с ним после этого еще час в машине около моего дома. Если бы не полпервого ночи и завтрашний рабочий день, мы с ним, наверное, еще часа три разговаривали бы. То, что он природный москвич, я поняла сразу: он попросту игнорировал рацию (это в рабочее-то время!), которая не вписывалась в сферу его сиюминутных интересов, и совершенно не убыстрялся с учетом позднего времени. Но все равно было интересно и совсем не жалко не выспаться ради такой полезной беседы. Кстати, у него я выяснила, что в Ярославле распространен прикол предлагать две ночи по цене суток, он с женой тоже с этим много лет назад столкнулся и помнит сей факт до сих пор (вот сила впечатления от нежданной халявы!).

Муза моя была удовлетворена по полной, так что некоторое время в путешествия меня больше не тянуло, чему мои нижние конечности были несказанно рады...

9 комментариев:

1. Вспомнилось, что церковь – это «невеста Христа» и , наверное, поэтому можно провести ассоциацию фото церквей с фото невесты, где церкви в обрамлении веток или завуалированные ветвями, деревьями – лик невесты в фате , под вуалью. :)

ОтветитьУдалить
  2. Человек зашифровался настолько, что в метаданных фоток отсутствует тип используемого фотоаппарата. Беда просто...

3. Дама вроде не говорит, что это ее фотки, ни слова, что она фотографировала. Наверно, ее так легче рассказывать

4. А меня пригласили в Ярославль в гости, заинтересовали. В сентябре этого года 1000летие города будет праздноваться и много чего меняется в облике города. Как потеплеет, помчимся в Ярославль.
    Хорошо, что есть знакомые в городах РФ - можно и поехать и посмотреть и проведать. И гид, и стол, и ночлег есть.
    А далее Питер к подруге...

ОтветитьУдалить
  5. Да, надо съездить в Ярославль...и в Питер...

6. Это не блог, а диалог двух анонимов и кажется еще одного анонима мужского рода :)))).
    Интересно, админа самого это не достало?
    Хочется дать ссылку другим , но из-за комментариев анонимов желание отпадает.

ОтветитьУдалить
  7. Не в тему (админ может не пропустить). Не знаю как, но часто угадываю время комментариев некоторых анонимов. С чего бы это?..

8. Да бросьте, это никак не могут быть два анонима. Шутите:))))))))) ))))) На дворе XXI век, а не XIX-ый:))))))))))))))))))))) Ни в книжках, ни в кино такого не встретите…Я точно знаю, что не два и не три… А уж админ тем более…

9. У админа завтра шабат :)

ОтветитьУдалить

Приносим извинения за то, что некоторые комментарии (как правило, от анонимных читателей) будут опубликованы не сразу, а после проверки администратором. Спасибо.