Разбирая заметки в смартфоне, обнаружил свой тезисный конспект мастер-класса Пола Брауна (Paul Brown), американского продюсера, сценариста и режиссера. Этот мастер-класс, организованный 31 октября 2008 года в Москве на Высших курсах сценаристов и режиссеров, я посетил по приглашению Елены Дрожжиной, чьи профессиональные интересы имеют непосредственное отношение ко многим интересным событиям.
Конспект я вел для собственного употребления - очень специфически, прямо на английском языке, в виде малопонятных постороннему читателю тезисов, и вовсе не планировал делиться с кем бы то ни было кладезью новых знаний - не потому, что жалко, а потому, что не питал надежды перевести свои полуинтуитивные заметки в удобочитаемый формат.
Но неожиданно обнаружил интервью Брауна журналу "Деньги", где он щедро поделился практически всем, о чем вещал на своих мастер-классах и лекциях во время своего визита в Москву. С удовольствием рекомендую ознакомиться.
Суть моей рекомендации не в том, чтобы читатели, не имеющие отношения к созданию литературного или иного сюжетного креатива, вдруг начали вникать в профессиональные принципы и секреты успеха сценаристов и писателей. На самом деле Пол Браун, проповедуя определенные правила настоящего, глубокого, нехалтурного подхода к писательскому ремеслу, очень ясно и просто выразил мои собственные сомнения, чаяния и предпочтения в отношении писательских экзерсисов. Эти сомнения, чаяния и предпочтения в свое время по сути остановили развитие творчества Шена Бекасова в определенном направлении, которое задала та же "Банковская тайна". Прочитав интервью Брауна, вы, возможно, поймете, почему моим приоритетом вовсе не должно было стать написание продолжения "Банковской тайны".
Литература, конечно же, должна развлекать - и смешить в том числе. Но есть еще один важный вариант развлечения читателя - сопереживание. "Банковской тайне", наверное, удалось смешить, иногда (в очень специфических случаях) - заставить сопереживать. Дальнейшим произведениям того же стиля, возможно, удавалось бы первое, но на второе шансов уже не было бы. Главное - эмоциональное - движение сюжета должно все-таки происходить не вокруг людей, а внутри них. Персонажи должны меняться, ломаться, перерождаться, преодолевать, помогать другим, чтобы помочь прежде всего самим себе, изгоняться из мнимого рая, чтобы пройти через круги ада и ценой потерь достичь искомого душевного покоя. Может ли Шен Бекасов, автор "Банковской тайны" и иных прилагающихся рассказов, писать вот так? Этот вопрос пока без ответа, что, среди прочих (более банальных и неприглядных) причин, породило паузу в моем творчестве. Ответы на такие вопросы не могут быть предположениями и прогнозами, они могут быть лишь в виде готовых произведений, претендующих на нечто большее, чем просто проверку читательского чувства юмора. Пока таких произведений нет, говорить не о чем. Пауза.
Беда в том, что вышеупомянутый критический пересмотр развития творчества еще и забраковал все то, что уже было начато. Неоднократно упоминавшиеся "продолжения" про Андрея Гардези не могут быть представлены на суд читателя в том виде, в каком они первоначально были написаны. Более того, по-хорошему надо бы изъять с сайта и уже опубликованное, но это уже было бы нечестно.
Я надеюсь, что творческий поворот (со стороны выглядящий как ступор) возник не зря. Сделаю все возможное, чтобы не зря. Какие-нибудь рассказы, архивные изъятия "из неопубликованного", литературные разминки - не в счет, но постараюсь их не скрывать и, что возможно, публиковать. Во время работы над "серьезным" материалом мне это может быть полезным, а вам, не исключено, интересным.
16 мая 2009 г.
Воспоминание о мастер-классе Пола Брауна
Автор:
Шен Бекасов
Возможно, да нет, стопудово, я чайник в вопросах писательства. Но, как читатель со стажем, был очень расстроен, когда С. Лукьяненко из повести в повесть опускал главного героя ниже плинтуса и снова поднимал. Я о "Лабиринте отражений" и "Ночном Дозоре". И посему продолжения трилогий читал по диагонали.
ОтветитьУдалитьПочему некий Пол Браун должен уничтожить творчество господина Бекасова, только лишь потому, что заставил его "призадуматься о своих писательских возможностях"?
Не исключено, что у Бекасова просто немного завышена планка требований к самому себе. Либо амбиции не позволяют видеть себя среди толпы миллионов бумагомарателей.
Муза Творчества, уважаемый Шен должна терзать вас постоянно, не отпуская ни на миг. Заставляя писать, переживать, думать и с трепетом ждать момента публикации. И не важно, что это будет, сериал для Гардези-фанов или рецензия на спорный спектакль. Главное - от души. А, вдруг нам читателям, все же понравится? Невзирая на факт полного пренебрежения к инструкциям господина Брауна.
Спасибо Шену, что написал об этом семинаре и дал ссылку на статью.
ОтветитьУдалитьСразу хочу уверить Странника, что слова Пола Брауна никак не могли затормозить креативность Шена. Наоборот, все то, что он говорил на этом семинаре, сводилось в простым словам: "Живите. Творите." Он говорил о том, что для многих авторов основным оправданием к не-написанию произведения является отговорка: "нет сюжета", "нет идей". И что как раз эти сюжеты, эти идеи - мы проживаем каждый день. А дальше уже о том, что в центр каждого сюжета необходимо поместить эмоциональную трансформацию, борьбу с личным призраком, который есть у каждого настоящего героя (даже на доске написал большими буквами GHOST). Тогда получится настоящая история.
Так что причины паузы в творчестве Шена совсем не в семинаре, который мог, наоборот, сыграть только роль "волшебного пенделя" - настолько Браун был заразительно искренен, говоря о параллели между уроками жизни и творчеством.
По крайней мере, так я поняла Брауна. Хотя, возможно, у каждого из нас свой ghost, который мешает нам реализовать свои творческие способности. С ним-то мы там и встретились...
А мне почему то кажется, что Гардези должен остаться в библиографии Шена именно как персонаж его раннего периода творчества. Надо искать другие характеры, обстановки и т.д. И созревать авторски.
ОтветитьУдалитьИ я неуверена лично, что от постоянных терзаний музы творчества что то получится стоящее. Может быть самые сильные результаты у мастеров слова и рождались в паузах отдыха от мук терзаний, или в периоды переключений на новую волну душевных переживаний, не обязательно напрямую связанных с творчеством.
Вот совсем недавно купила в Союзе за 49 рублей диск с фильмом "Книга чувств".Канадский фильм. Из серии кино не для всех. Сюжет поначалу кажется простым, но к концу понимаешь какая событийная спираль раскрутилась. Маститый писатель выдохнулся и никак не может создать очередной "заказной издателем" литературный шедевр. Только нечаянное знакомство с молоденькой проституткой помогает ему выйти из творческого кризиса, пересмотреть свои привычки и образ жизни. Игра актеров очень тонкая. Такие крупные планы. ВОбщем , простите увлеклась. Я все это не к тому, что Шену надо на Тверскую, или еще куда-то за поисками образов. Просто у каждого писателя свой творческий путь, и свои бугры/кочки и ямы на нем. Гардези (имхо) остался на маленькой кочке. Я машу ему рукой и жду нового слова!:-)
П.С. А фильм может кто то и посмотрит.Лицам до 16 не рекомендуется. В ролях Мишель Форже, Ноэми Годин-Виньо. Оригинальное название " Je n'aime que toi".
мне кажется, что перед тем как прыгнуть на более высокую ступеньку всегда нужно оглянуться на пойденное. Это помогает получше прицелиться и аккуратнее стартануть для покорения новых вершин. Не нравится то, что было написано тобою сколько то времени назад, так это только сигнал о том, что ты уже успел вырасти из давно купленных штанишек!Искренне радуюсь и жду новых интересных творений!
ОтветитьУдалить