31 августа 2009 г.

Переславль: наш обычный стиль организации поездки (из "Путевых заметок Svetskой дамы")

Поездка в Переславль стала, пожалуй, самой спонтанной поездкой за всю историю моего локального туризма. Все началось с того, что мы с Андреем твердо решили поехать в субботу в город Углич, но почему-то подумали, что билеты приобретутся сами, без нашего участия. Поскольку я в последние дни недели впала в некоторую тоску по поводу происходящего вокруг, а у Андрея был день рождения, единственное, что мы делали для поездки, – вяло переписывались по «аське» о том, что неплохо было бы поехать в субботу в Углич с возвратом в Москву в воскресенье.


Проснувшись утром в пятницу, я поняла, что вот сейчас мне надо решать, в каком виде я иду на работу: в «цивилизованном» или в расчете на то, что вечером мы все-таки едем в Углич. Немного подумав (правда, не очень понятно, чем и по какому алгоритму), я собралась на работу в джинсах, закрытых ботинках (в Москве был сильный дождь) и рубашке с длинным рукавом. Словом, как в пятницу на работу, а не как в пятницу для туризма (при этом взяла с собой тушь в слабой надежде, что мы все-таки поедем). Такое неудачное решение, конечно, впоследствии с трудом переносилось во время невозможной переславльской жары, но больше всего я страдала без своего верного туристического рюкзачка, потому что носить в руках пакеты – пытка похуже жары.

Словом, я решила, что если Андрей мне сегодня напишет, что он уже все купил и мы едем, то я подамся в Углич. А если не напишет – буду придумывать, чем себя занять на выходные. Ну, а что вы хотели от женщины в печали? Активности и логики?

Первые полдня Андрей в «аське» отсутствовал, из чего я сделала вывод, что вот даже Андрей меня бросил и я никуда на выходные не еду. Но в 4-5 часов вечера из ICQ высыпается град призывных высказываний типа: «Ну чего, ты готова к туристическим аферам? Готова поехать на вокзал наобум и, в случае наличия билетов, запрыгнуть в поезд и помчать?» К такому в тогдашнем состоянии я готова не была. Но, поскольку на подобные вещи нетрудно развожусь, мы приняли решение, что Андрей едет на вокзал в поисках билетов, а мне позволено сидеть в офисе, ждать информации и отмечать с коллегами их уход в отпуск.

Организм мой уже забыл утренние терзания и воспринимал поездку как само собой разумеющееся, поэтому, когда Андрей позвонил с новостями о том, что поезд в Углич ходит раз в три дня, посему это очевидно не наш город, меня посетило невозможное расстройство. Мой внутренний настрой занимался туризмом в эти выходные, и другие варианты времяпрепровождения отвергались им однозначно. Я уже даже была готова ехать в Псков, в котором некогда прожила целый месяц, лишь бы ехать хоть куда-нибудь.

Однако мы вспомнили о том, что собирались в том числе посетить Переславль-Залесский. До автовокзала я не дозвонилась, зато нашла в Интернете расписание автобусов до Переславля, и мы с Андреем порешили поехать в сей славный город на 10-часовом утреннем автобусе. А пока было решено поехать по домам и осуществить контрольный созвон в 8 часов утра.

Так как сестра моя живет в одной остановке от автовокзала, я приняла волевое решение поехать ночевать в гости. Это вписывалось в мою концепцию изменения жизни – от безалаберного отношения к судьбе к впихиванию своих действий хоть в какой-то маломальский график. По моим расчетам, с таким расстоянием от места ночевки до места отбытия я была просто обязана приехать вовремя и даже заранее, без приключений купить билеты на автобус, без суеты в него загрузиться и помчать. Я и приехала вовремя, и даже заранее. Но, как известно, если Магомет не идет к горе, то гора идет к Магомету. Экстрима в поездке мы все-таки хватили.

Приехав на автовокзал, мы обнаружили, что все билеты на наш автобус проданы, хотя до автобуса оставался еще почти час. Девушка в кассе предложила нам билеты на автобус в 12 часов. Однако, посчитав, что с таким раскладом в Переславль мы явимся только в 15.00, от сего выгодного предложения отказались.

Ни один опыт в жизни не проходит даром: однажды на втором курсе института мне пришлось ехать на автобусе из Томска в Новосибирск. Пока я стояла в длиннющей очереди в кассу за билетами, ко мне подошел дядя с добрыми глазами и предложил заплатить непосредственно водителю и уехать в Новосибирск, не истязая себя стоянием в очереди. Мне стало интересно, и я согласилась, тем более что с моим местом в очереди купить билеты на этот автобус было бы настоящим чудом. Тогда я доехала без приключений, но сей факт моей биографии дал мне бесценное знание того, что водители никогда не озвучивают в кассе реальное количество свободных мест в автобусе, потому что водители – тоже люди и тоже хотят есть. И тоже не на свою маленькую зарплату. Ну, по крайней мере, так мне объяснили. Поэтому, не застав в кассе билетов, ни в коем случае нельзя отчаиваться – надо просто подойти к водителю и предложить себя в качестве пассажира по сходной цене.

Вкратце изложив свое тайное знание Андрею, я поволокла его к автобусу. Увидев количество людей, которые желают, как и мы, предложить себя водителю без билетов, у меня возникли сомнения, сможем ли мы рассчитывать на сидячие места. Ехать 3 часа стоя не было ни малейшего желания. И тут Бог послал нам женщину, которая рассказала, что помимо автовокзальных автобусов, ездят еще и частные микроавтобусы, которые подбирают всех обиженных и обездоленных и везут по желанному маршруту. Мы решили сразу пойти на микроавтобус, тем более что микроавтобус всегда едет гораздо быстрее, без остановок и вообще более комфортабелен.

Как мы пытались найти место остановки столь желанного микроавтобуса, – отдельная история. Мы вели настоящее следствие: опрашивали очевидцев, завсегдатаев, лиц, похожих на ожидающих этот автобус, сравнивали их показания и высчитывали максимально вероятное место остановки дилижанса. В общем, то и дело меняя место дислокации, переходя с одной стороны улицы на другую и обратно, мы наконец-то дождались своего микроавтобуса. Выбрав наиболее стратегически выгодное место (у окошка с перспективой возможности хоть иногда хоть наполовину разгибать хотя бы одну ногу), я вместе с Андреем угнездилась на заднем сидении. Когда мы поехали и водитель включил музыку, выяснилось, что прямо над моим ухом находится динамик, и всю дорогу мужской голос настойчиво нашептывал мне на ухо шансон.

Жара была страшная, но наличие кондиционера и близость окна позволили нам доехать без особых страданий.

По приезде в Переславль нас ожидали два сюрприза. Первый мы получили, как только автобус остановился – остановился он буквально посреди дороги. Недоумевая, пассажиры осведомились, когда же их привезут в Переславль, и получили ответ, что в Переславль их уже привезли. Исходные данные: автобус, шоссе в обе стороны, бетонный забор, за которым 2 ларька, туалет и домик под названием «Автовокзал». Все вместе это называлось «приехали в Переславль». Чувства наши описывать не буду – каждый может догадаться о них со 100%-ным попаданием.

Второй сюрприз окончательно порушил мои планы хотя бы в этот раз сделать все по плану, гарантированно и по-человечески. Когда желание купить билеты на последний автобус в Москву привело нас в кассы, оказалось, что все автобусы на Москву из нашего исторически значимого города являются проходящими и билеты на них заранее не продаются. Чтобы вернуться в родные пенаты, надо явиться к приезду автобуса, послушать, сколько свободных мест озвучит товарищ водитель, и пасть ему в ноги, если твой номер в очереди превышает количество анонсируемых свободных мест в автобусе. Бодро признав, что такой поворот судьбы совершенно в нашем стиле, мы отправились на разграбление города.

Жара стояла невыносимая. Закрытая обувь, длинный рукав рубашки, джинсы и нелегкий пакет в руках меня раздражали, а периодически доводили до бешенства при мысли о том, что я вполне могла бы избавить себя от этих приятных ощущений, сначала заехав домой переодеться, а потом поехав ночевать к сестре... Теперь же несу наказание за свою лень!

Из-за жары, плохо переносимой и преследующей со всех сторон, культурные ценности особо не радовали, и я даже иногда недовольно гундела по поводу необходимости куда-то идти и что-то смотреть. Дело осложнялось тем, что поехать мы тоже не могли, потому что (по нашим более поздним и наверняка верным догадкам) частники в Переславле никогда не останавливаются и не подвозят жаждущих, а такси практически не бывают свободными, хотя такси в этом славном городе больше, чем обычных машин. Причем сначала мы с Андреем хихикали, что телефоны местному такси раздавали веселые люди: мы засекли три разновидности телефонных номеров – 3-03-01, 3-03-02 и 3-03-03. Но когда такси с номером 3-03-03 на правом боку развернулось и показало изумленным гостям города номер 3-03-02 на левом боку, мы пришли к выводу, что такой подход к делу является ничем иным, как попыткой избежать дорогостоящего многоканального телефона. Невероятными ухищрениями изловив свободное такси, нам удалось записать сотовый телефон, по которому в дальнейшем мы и вызывали себе извозчика.

После неудач с поимкой такси около автовокзала было принято единственно возможное решение – идти пешком. Тем более, что по пути от автовокзала к центру города были расположены основные достопримечательности.

Сначала мы добрели до Федоровского монастыря, посмотрели уцелевшую архитектуру, насладились видом работающих на уборке лишней травы монахинь и пошли к следующему памятнику культуры.

Андрей был в ударе, он был бодр, весел и открыт для новых впечатлений. Я брела за ним с лицом не выспавшегося голодного гоблина. Единственным моим желанием было разуться и раздеться. Андрей носился с фотоаппаратом вокруг зданий, я же изо всех сил пыталась как можно дольше отсидеться внутри или хотя бы метнуться в какую-нибудь тень.

Попав в Даниловский монастырь (если я ничего не путаю), мы насладились русской культурой, рассматривая сувениры, предлагаемые на территории монастыря (благо, он не действующий – исключительно памятник). Как вам магнитик с изображением женщины с обнаженной грудью и надписью «А ты позаботилась о своих грудях?»?! Или вот кулончик с надписью «blood, sex, birth»?! К бешенству по поводу жары добавился культурный шок.

В остальном же все было отлично: территория монастыря была очень ухоженной и приятной, в зданиях располагалась масса интересных экспозиций, а с колокольни открывался отличный вид. Моя аморфность в передвижениях предоставила нам возможность насладиться музыкой самым неожиданным образом. Пока мы тупили и топтались в прохладном недействующем соборе, туда нагрянули четверо мужчин в черных костюмах, взяли ноты, вышли на середину помещения и запели. Оказалось, что это ансамбль, возрождающий традиции церковного пения. Как дивно они пели, это что-то! Их было всего четверо, а создавалось впечатление, что где-то на хорах не менее чем двадцать дивных чистых мужских голосов! Мы аж дышать боялись, чтобы не пропустить ни звука этого чудесного пения. Репертуар был невелик – два коротеньких отрывка, но сила впечатления жива до сих пор. Это было, пожалуй, самое красивое, что я когда-либо слышала живьем!

После концерта мы осмотрели экспозицию, повествующую нам о жизни Переславля прошлого и позапрошлого веков, поспорили о том, читали ли барышни позапрошлого века представленные потертые книги, является ли выставляемый инструмент клавесином или фортепиано и чуть не подрались из-за классификации материала исподнего платья на манекене. Я говорила, что это синтетика и сокрушалась, что им, бедным, приходилось носить этот недышащий скафандр, Андрей обзывал меня дурилкой и утверждал, что синтетики в XIX веке не было, посему это должна быть хитрая натуральная ткань. В итоге оказалось, что это, с позволения сказать, платье было куском современной ткани, намотанной на манекен, чтобы хоть как-то драпировать его для лучшего вида надетого старинного халата!

После экспозиций мы спустились лицезреть затянутый тиной монастырский пруд, накупили сувениров и двинули к следующей обители с липовой аллеей. Пошатавшись по развалинам и тщательно оглядев стены, на одной из которых, по мнению путеводителя, должны были быть «традиционные для русских монастырей часы», мы, не найдя таковых, разочарованно побрели на обед.

По дороге нам удалось изловить первого из неуловимых переславльских перевозчиков, который отвез нас в самый «пафосный центральный ресторан». Сие заведение явилось нам во всей красе с люстрами советского периода, насборенными шторками и «любезными услужливыми» официантами. Еда, правда, была вкусной и недорогой. Не с первого раза нам удалось понять истинную причину периодических микроземлетрясений. Кухня ресторана, видимо, находилась на первом этаже (обеденный зал – на втором). Заказы поднимались на специальном маленьком лифте лохматого года выпуска, который сотрясал все здание во время работы.

Выйдя из ресторана, я почувствовала себя совсем ужасно. Было жарко, сытно и смертельно лениво. Но что делать? Надо было двигать дальше, коли уж приехали. Вяло переговариваясь, мы пошли смотреть останки городского кремля. Вот тут случилось то, что меня взбодрило и сгладило мое разморенное впечатление от туризма, – погода испортилась! Набежали тучки, стало прохладно и ветрено. Это было самое оно! Правда, Андрей в сандалиях так не считал...

Осматривая уцелевшие храмы, входящие, по мнению все того же путеводителя, в состав городского кремля (наличие которого в городе местные наотрез отрицали), мы подивились странному восприятию значения личности в истории: в городе, основанном Юрием Долгоруким, в соборе, основанном Юрием Долгоруким, стоял огромный бюст... Александра Невского. Причем, когда экскурсовод в соборе дошла до рассказа об этом памятнике, голос ее изменился, и рассказ об этой легендарной личности прошел в тональности «Отец всех народов, Самый Главный Человек нашего города». Почему? Потому что он в Переславле родился и имел неосторожность прославиться, по мнению жителей, настолько, что его имя попрало даже достижения того, кто дал этому городу жизнь. Вот так. А мы еще дуемся, что кто-то может не замечать наших маленьких заслуг...

После изучения кремля, когда у Андрея закончились идеи для просмотра, мне удалось затащить его в музей утюга. В музее было представлено великое множество утюгов настоящих и игрушечных, отечественных и заграничных. Самому старшему насчитывается 250 лет. Они были цельные и разборные, с разными хитростями и украшениями, были неимоверно тяжелые и похожие на русскую печь с трубой. Я была в полном восторге – очень необычный музей и экскурсовод был совершенно прекрасен. Шутки у него, конечно, были заготовленные и повторяющиеся для всех экскурсий, но одно то, что он вообще придумал ТАК рассказывать про историю утюга, уже было забавно. Андрей, правда, моего восторга не разделил и на «Дом чайника» уже не развелся.

Осмотр ржавой старой утвари сподвиг Андрея, несмотря на дождь, заливающий водой его босые ноги, все-таки осмотреть монастырь, находящийся за городом (7-10 минут на машине из центра). Мы сделали звонок другу и умчали на таксомоторе в единственное место, где мне пригодились платочек и парео, которые я, скрипя зубами, таскала в пакете целый день. Наряженную, как баба на чайник, меня допустили на территорию действующего монастыря, там мы быстро пофотографировали все то, что удалось пофотографировать, после чего вернулись в город.

Заключительным аккордом нашего пребывания в Переславле стала прогулка по останкам городского вала. Все эти останки, конечно, живописно заросли травой. Эту прогулку по траве после дождя Андрей простил мне нескоро...

Потеряв интерес к дальнейшему плутанию под дождем, мы доставили свои измученные тела на автовокзал. Водитель приехавшего автобуса озвучил в кассе наличие трех свободных мест. Наша очередь была 4 и 5. Реально свободных мест в автобусе было не менее 10, поэтому, отстояв полчаса в луже возле автобуса и дождавшись, пока все состоявшиеся пассажиры рассядутся для отправки, мы забрались в автобус и двинули в Москву.

Уже зная все выгоды путешествия с Андреем, я выклянчила у него дорожную подушку, хотя он и пытался отказать мне, чтобы наказать за все мои прегрешения (больше трех минут он, конечно, не продержался). Часам к 11 вечера мы вернулись в «пункт А», где меня встретила сестра с семьей и увезла к себе в домик мыться и спать (поскольку как раз тогда коммунальные службы решили поберечь мою квартиру от горячей воды). Чудесный день завершился не менее чудесным вечером, проведенным в поглощении роллов и черешни.

Фотографии:

никитский мон (1).JPG


музей утюга (1).JPG

кремль собор спаса преображения 1152 (3).JPG

кремль +александра невского владимирский собор 1740е (4).JPG

Горицкий монастырь + всех святых успенский собор.JPG

сорокосвятская + 1775 ().JPG

р. трубеж.JPG

никольский монастырь (7).JPG

никольский монастырь (5).JPG

никитский мон собор никиты великомученника 1564 (1).JPG

федоровский монастырь собор Федора стратилата 1562 (7).JPG

Троице-Данилов монастырь троицкий собор 1530 колокольня 1689.JPG

2 комментария:

  1. Нужно быть мазохистом, чтобы заставить себя неожиданно в день рождения или после, да еще в конце недели отправиться в город на один! день. 6 часов пути за день - кошмар!

    Два сапога - пара: и каждый остался доволен поездкой.

    ОтветитьУдалить
  2. Вопрос 8: На реке Трубеже, впадающей в Плещево озеро, расположен Переславль-Залесский. Жители Переславля были большей частью рыболовы. А теперь ответьте, как спасались переяславцы во время неоднократного нашествия татар, если этим способом они сохраняли и лучшее свое имущество?
    Ответ: Выезжали на лодках с этим самым имуществом на середину озера. И большой привет татарам.

    Автор(ы): Борис Шойхет

    Источник(и): Русская историческая повесть. В 2 тт. М., "Художественная литература", 1988 г. Том 1, стр. 178.

    ОтветитьУдалить

Приносим извинения за то, что некоторые комментарии (как правило, от анонимных читателей) будут опубликованы не сразу, а после проверки администратором. Спасибо.