ТРИ МОРАЛИ О ПРЕЗЕНТАЦИЯХ
Однажды у Татьяны Феликсовны, занимающей должность личного помощника вице-президента одного из российских банков, заинтересованные лица спросили о манере ведения деловых переговоров ее начальника – Андрея Викторовича Гардези. «Чрезвычайно корректен, конструктивен и доброжелателен», – уверенно ответила умница Татьяна Феликсовна.
Я не сомневаюсь, что так оно и есть. В подавляющем большинстве случаев. Но, мне, наверное, не повезло – я стал свидетелем трех случаев из тех, что не относятся к этому «подавляющему большинству». Андрей Викторович оказался некорректен, неконструктивен и недоброжелателен. Тем не менее мне трудно его винить в этом, ибо все три случая отличали два существенных обстоятельства.
Во-первых, во всех трех случаях речь шла о «продающих презентациях» – когда кто-то что-то хочет вам продать, вдохновенно и убедительно рассказывая о представляемом продукте или услуге.
Во-вторых, Андрей Гардези – явно не из тех менеджеров, у кого есть лишнее время для внимания презентациям.
С учетом этих двух обстоятельств я вывел из этих трех случаев три морали о презентациях.
1
Случай первый. Перед правлением банка выступал представитель известной и уважаемой бизнес-школы, который призывал топ-менеджеров «инвестировать в свое образование», а именно – оплатить курс обучения для получения степени, если не ошибаюсь, мастера делового администрирования. Представитель бизнес-школы вещал весьма вдохновенно и убедительно. С самого начала выступления он нащупал верный ритм изложения, в такт которому членам правления оставалось лишь кивать и проникаться сияющими образовательными перспективами, венчаемыми престижным дипломом в рамочке на стене кабинета.
У меня закралось подозрение, что презентующий только недавно прошел отличный тренинг по навыкам публичных выступлений. Слушать его было одно удовольствие – так все было гладко и красиво... пока всё не испортил вице-президент А.В. Гардези:
– Простите, что перебиваю... э-э... но чем реально может помочь этот ваш «эм-би-эй»? Кто-то из ваших выпускников серьезно продвинулся в банковском бизнесе?
Представитель бизнес-школы отреагировал именно так, как его учили на тренинге:
– Хороший вопрос! – бодро и доброжелательно заметил он. – Я отвечу на него, как только закончу свою презентацию...
Гардези помрачнел, засопел, взглянул на часы и, поднявшись из-за стола, объявил:
– Что ж, когда можно будет задавать вопросы, позовите меня...
И вышел.
Он больше не вернулся. Хуже того, его демарш произвел катастрофически удручающее впечатление на остальных присутствовавших потенциальных покупателей перспективного образовательного продукта. Они так и остались потенциальными.
Мораль. Вы можете использовать такие приемы на лекциях со студентами, но в корпоративном мире они не прокатывают. Не всегда то, что хорошо работает в публичном выступлении, применимо в «продающей презентации».
2
Случай второй. К Андрею Гардези приехал представитель фирмы – разработчика программного обеспечения. Я не специалист и вообще оказался в тот момент в кабинете Гардези по случайности, но понял, что продавец-«айтишник» очень хочет, чтобы Гардези принял решение о закупке какой-то системы внутреннего учета.
– Хорошо, спасибо за информацию, я подумаю, – вполне доброжелательно отозвался Гардези, как бы подводя итог встрече и поглядывая на часы.
– О чем тут думать? – с обаятельным простодушием изумился «айтишник». – Наша разработка абсолютно полностью отвечает вашим требованиям и с лихвой их перекрывает! Вы можете приобрести либо наш стандартный продукт за цену, которая не выше объявленного вами предела, либо версию, специально сокращенную конкретно под ваши требования, с 20-процентной скидкой! Нам осталось только подписать меморандум...
– Так у нас не делается, – терпеливо и уже не в первый раз возразил Гардези. – Есть такая штука, как технологический комитет банка, который утверждает смету и регламент...
Но продавца-«айтишника» на мякине не проведешь! Он (проявив подозрительную осведомленность!) вкрадчиво напомнил, что у Гардези есть полномочия на принятие финансовых решений в суммах, заметно превышающих обсуждаемые цены...
К этому моменту у меня сложилось впечатление, что «айтишник» когда-то занимался продажами физическим лицам, которые, как правило, принимают решение на месте. Наверное, из-за этого он не мог смириться, что продажа очевидно безупречного и подходящего клиенту продукта имеет столь длительный цикл и обременена какими-то регламентами и технологическими комитетами. Ему нужно было сразу «закрыть сделку», а значит – клиента следовало «продавливать». Тем более такого доброжелательного и полномочного, как вице-президент А.В. Гардези.
Я не забуду выражение лица продавца, когда Гардези вдруг помрачнел, засопел, взглянул на часы и, поднявшись из-за стола, объявил:
– Хорошо, вот мое встречное предложение: мы закупаем десять лицензий со скидкой восемьдесят процентов...
– Восемьдесят?! – обалдел «айтишник».
– ...при условии, что вы примете решение в течение десяти секунд. Если не примете – прощайте. Считаю до десяти... Раз!
– Погодите, Андрей Викторович, вы что имеете в виду? – ошарашенно забормотал «айтишник».
– Два!
– Это же несерьезно…
– Три!
– Ниже себестоимости!
– Четыре!
– Я не имею права...
– Пять!..
Короче, сделка не состоялась.
Мораль. Иногда методы продажи в чистом виде тоже не работают должным образом во время «продающей презентации». Оставьте дешевые манипулятивные трюки а-ля «Вы купите белый или красный самовар?» торговцам на колхозных рынках.
3
Случай третий. Глава одного консалтингового агентства несколько месяцев звонил Андрею Гардези, добиваясь встречи. Наконец, Гардези сдался, и встреча была назначена.
Глава агентства был полон энтузиазма и самоуверен. Ему нравились встречи с топ-менеджерами. В самом начале беседы он применил давно испытанную стратегию «разогрева» – перевел обсуждение на тему происходящего в банковской индустрии. Затем обыденно и как бы между прочим попросил: «Расскажите мне о вашем банке».
Гардези посмотрел на него, прямо скажем, ошеломленно. Затем вдруг помрачнел, засопел, взглянул на часы и, поднявшись из-за стола, подошел к книжному шкафу, в котором начал что-то быстро искать. Когда наконец он нашел что искал, то протянул найденное визитеру и объявил: «Прочитайте это. И когда закончите, возвращайтесь – поговорим».
Хозяин кабинета мягко, но решительно выпроводил гостя в приемную, оставив его в одиночестве читать то, что ему вручили, – последний годовой отчет банка.
Мораль. Не путайте светскую беседу с деловыми переговорами. Помните, что клиент нужен вам, а не вы ему: вы должны распинаться перед ним, а не он перед вами.
Кстати, этим незадачливым главой консалтингового агентства в третьем случае был я сам. Мне стоило затем больших трудов добиться новой встречи с Андреем Викторовичем и реабилитироваться. Зато контракт был подписан, и у меня была уникальная возможность поработать вместе с Гардези в качестве его бизнес-консультанта. В конце концов, не без его помощи я сформулировал эти три морали о презентациях... правда, свои выводы он делал, скажем так, более простыми словами. Но что поделаешь: язык бизнеса грубее и примитивнее языка презентаций!
Учиться, учиться и еще раз учиться
ОтветитьУдалитьУчиться хорошо, но по весне совсем ни о чем не хочется думаться, а учиться тем более.
ОтветитьУдалитьвдруг помрачнел, засопел, взглянул на часы - ощетенился, грубо говоря
ОтветитьУдалитьОщетинился, короче говоря.
ОтветитьУдалитьТрудности в обучении возникают у людей неорганизованных и невнимательных, которые не могут сосредоточиться и разобраться в проблеме. Это приводит к ошибкам.
ОтветитьУдалитьЯ вижу админ увлекается гороскопами, так вроде мне сообщает инет. Интересно, когда мужчины интересуются гороскопом.
ОтветитьУдалитьУвы, инет ошибается, гороскопами не интересуюсь :-)
ОтветитьУдалитьгороскопы чушь. кому они могут быть интересны
ОтветитьУдалитьА жалко, там можно много полезных вещей узнать :)
ОтветитьУдалитьКстати, мой брат младше вас всего на 5 дней, характером вспыльчивый и очень наивный - лапшу ему на уши легко повесить. А Вы?
Я нашла причину своего нежелания учиться. Дело не в весне, а в :
ОтветитьУдалитьhttp://www.science.yoread.ru/news.php?readmore=461
Да, обучение отнимает очень много энергии. Платье на выпускной вечер мама мне сшила еще до экзаменов. Перед выпускным пришлось его сильно ушить. А после вступительных экзаменов в ВУЗ здоровье восстанавливала около трех месяцев.
ОтветитьУдалитьЕще очень важно правильно определить программу обучения и режим работы, соответствующие тому или иному типу личности. Так, «жаворонки» наиболее продуктивны утром. Если кто-то позволит себе еще до обеда начать разрушать рабочее настроение «жаворонка», последний может этого не простить. У сангвиников, флегматиков, холериков и меланхоликов разная система мотивации, соответственно результативность обучения во многом будет зависеть от правильно определенного стимула. Возможно, что есть методики по знаку зодиака, разработанные астрологами, но о них мне пока не известно.
ОтветитьУдалитьЯ тоже восстанавливаю свою нервную систему после работы. Уже третий месяц. Результат налицо - 10 кг прибавила. вообще-то это рекорд в моем весе и , кажется, еще не предел. Теперь подумываю срочно устраиваться на работу прежде всего из-за того, что смотрю на работу как спасение от излишнего веса.
ОтветитьУдалитьВсе будет хорошо
ОтветитьУдалитьВсе должно быть хорошо :)
ОтветитьУдалить