11 июня 2010 года я побывал в Московском Международном Доме Музыки (ММДМ) на выступлении дуэта Филиппа Субботина (фортепиано) и Ярослава Свецены (скрипка). В программе были Моцарт, Бетховен, Дворжак, Сметана, а также скрипичный опус самого Свецены ("Паганиниада"). Раньше я уже бывал на сольном концерте Субботина в том же ММДМ, но дуэт фортепиано и скрипки, на мой вкус, гораздо выигрышнее для восприятия - богаче аранжировка, оба инструмента хорошо дополняют друг друга, а композиции не так академичны, как фортепианные монологи.
В отличие от впечатлений после шоу The Cranberries, которыми я поделился ранее в блоге, концерт классической музыки - это вам, конечно, не заводной рок-драйв. Если Долорес О'Риордан налаживала прямой эмоциональный контакт с аудиторией, а музыка была воплощением этой инстинктивной взаимной энергетики солиста и толпы, то Субботин и Свецены полностью сосредоточились на исполнительском мастерстве, возводя музыку в абсолют, и к этому источнику очищенной энергии каждый слушатель припадал уже индивидуально.
Впрочем, подробный разбор элементов исполнения классических произведений - удел профессиональных критиков, а я к ним, слава богу, не отношусь. Но, посетив два совершенно разноплановых концерта, а я бы отметил вот что. Условно я разделяю концертную музыку на три категории: попса (мейнстрим), рок-энергия и чистая классика. Эти категории отличаются своим влиянием на мое ощущение реальности.
Попса есть продукт коммерческого расчета и подстройки под музыкальный рынок. Поэтому попса реальность не меняет, а просто пытается (с переменным успехом) заполнить аудиопустоту в текущей действительности. Каждая из поп-песенок удерживает внимание на пару минут, не отвлекая от насущного, а потому поп-музыки самой по себе мне недостаточно, чтобы отправиться на концерт. Дополнительной мотивацией должно быть обещание яркого и впечатляющего сценического шоу, где музыка лишь один (зачастую не главный) элемент представления. Вершин в этой категории достигли Майкл Джексон, Мадонна, Милен Фармер и др. Этих исполнителей трудно представить, например, в чисто акустическом формате MTV Unplugged, но сценические шоу у них, как правило, великолепны.
Рок-энергетики (те же The Cranberries, например) ломают и взрывают окружающую действительность, преображают реальность и заставляют воспринимать привычные вещи под каким-то иным взглядом. Физически окружающий мир тот же, но эмоционально он изменен под воздействием мощной энергии, идущей со сцены: меняется поведение зрителей, их восприятие происходящего, отношение друг к другу. Этим славятся практически все гранды рока, своей харизмой они заведут аудиторию и на стадионе "Уэмбли", и в колхозном ДК.
А вот чистая классика - это квинтэссенция музыки, диктат звука мелодии или голоса. Классическая музыка не имеет никакого отношения к окружающей действительности. Наоборот, она уносит меня из этой реальности в какой-то иной мир, который на ходу создается в моем воображении в процессе исполнения классического произведения. И исполнители, и зрители (вернее, слушатели) в данном случае собираются вместе исключительно ради музыки, она - шоу сама по себе. Реакция аудитории на классическую музыку во время ее исполнения - это святотатство и непристойность. Классика представляется мне каким-то необъятным массивом мелодий, неисчерпаемым источником вдохновения, а потому я готов идти практически на любой классический концерт. Он в состоянии дать эмоциональный заряд не меньший, чем драйв-шоу от харизматичного рокера, но все-таки это эмоции иного рода.
Наверное, такой подход к восприятию музыки и объясняет мою музыкальную "всеядность".
P.S. Бонус - пара видеофрагментов с концерта Филиппа Субботина и Ярослава Свецены в ММДМ:
Подмечу. Четвертым условием "всеядности" уважаемого Шена будет обязательный профессионализм. Какие высокие имена в списках участников! А говорят, что среди любителей тоже попадаются алмазы...
ОтветитьУдалитьP.S. Бардов ты в какой раздел записал бы?
Про "четвертое условие" не очень понял, т.к. у меня нет условий, а есть просто условные категории, на которые можно поделить мои предпочтения в концертах. Субботин и Свецены как раз не особо раскрученные и "высокие имена" в общепринятом понимании, а я не настолько разбираюсь в исполнителях классической музыки, чтобы "отсеивать" предложения посетить концерт по признаку профессионализма исполнителей. Честно говоря, отзываюсь практически на любое приглашение друзей и близких посетить тот или иной классический концерт, независимо от имен исполнителей (скорее уж надо ориентироваться на имена авторов произведений). На концерты бардов ни разу не ходил, поэтому никуда их "записать" не могу, а теоретизировать не хотелось бы.
ОтветитьУдалить