2 октября 2010 г.

Иван Второв, "Народная молва в маркетинге" (июль 2010)

Рассмотрим это на примере цифровой фотографии.
Давно замечено, что стереотипы, привычки и мода не догоняют развитие технологий. Психологи помогают маркетологам придумывать обоснования для своих рекламных акций. Если у продукта нет конкурентного преимущества, то его можно придумать. Реклама похожа на народную молву, которая научит любого, кто не хочет сам учиться. Рассмотрим способы честного обмана граждан на примере цифровой фототехники.

Заумный зум

С давних времён производители фотоаппаратов и видеокамер соревновались в кратности зума. Покупателя заманивали всё большим зумом, типа, чем больше - тем лучше, и даже не объясняли что это такое. Красивое слово ZOOM переводится как трансфокатор или объектив с переменным фокусным расстоянием. 10-кратный ZOOM для них - это и объектив с 35-350 мм и 50-500 мм. Однако второй будет стоить в несколько раз дороже, т.к. его реальное увеличение будет 10 крат, а первого всего 3,5 раз. Для фотографа расчет прост, т.к. он знает, что 50 мм - это стандартный объектив для 35 мм плёнки (или полноразмерной матрицы), а новичок купит то, где просто больше ZOOM. Для начинающих объясняем, что всё, что меньше 50 мм, называется широкоугольником (он немного искажает пространство, чтобы в кадр попало как можно больше), а то, что больше, – телевиком (для съемки портретов и удаленных объектов). Апогей недобросовестной конкуренции в этой области – Digital Zoom, который в некоторых видеокамерах доходил аж до 1000 крат. Про цифровой зум мы вообще не будем писать и всем советуем его сразу отключать, чтобы не портить кадры. Таким образом, главное при выборе камеры - не то, сколько крат у нее зум, а его диапазон, степень искажений и светосила объектива.

Мегапикселомания

Часто фотоаппарат оценивают по количеству мегапикселов. Эта цифра красуется на ярких рекламных наклейках для новичков. Но и здесь больше не значит лучше. У матрицы есть свои физические ограничения: чем меньше размер пиксела, тем меньше света он улавливает и тем больше возникает шумов. Маленькая матрица с большим количеством микроскопических пикселов хуже распознаёт картинку, проецируемую объективом, от этого изображение становится замыленным и малоконтрастным.

С площадью матрицы дела обстоят еще более запутанными. Раньше для стандартных камер была просто 35 мм пленка. Но в середине 90х придумали продвинутый формат плёнки APS для карманных фотоаппаратов (25.1×16.7 мм), которые прожили всего несколько лет, но породили линейку маломерных объективов. В гонке за мегапикселями потребитель забывает о размерах матрицы. а они выражаются в диаметре матрицы и в странных дробях и дюймах. Причём пропорции у матрицы могут быть 4:3 (как в старых телевизорах) и 3:2 (как у плёнки). Таким образом полный размер матрицы (Full Frame) соответствует стандартному плёночному кадру (36х24 мм), а классический APS почти в 1,7 раза меньше.

Для современных фотоаппаратов количество мегапикселов совсем не важно, главное - качество изображения. Например, Nikon D3s имеют всего 12,3 мегапиксела, но на большой матрице (плотность пикселов всего 1.4 мегапиксела на кв.см). Это позволило создать феноменальную чувствительность (до ISO 102400) и значительно уменьшить шумы, вспышка этой камере просто не нужна даже ночью.

Зазеркалье

Для многих новичков цифровые фотоаппараты делятся на «мыльницы» и «зеркалки». Для них всё просто: если у кого-то не «зеркалка», значит, он не профессионал (и наоборот). Похвально, что многие начинающие фотографы хотят сделать снимки, как у профессионалов, но для этого сначала надо научиться работать с композицией и оптикой... Это всё равно, что пересесть в болид Формулы-1, чтобы научиться хорошо ездить на машине.

Специально для новичков приходится объяснять, что «зеркалка» - это DSLR (Digital single-lens reflex camera), цифровой фотоаппарат на базе плёночной однообъективной зеркальной камеры (то есть с оптическим видоискателем с зеркалом и призмой). Для плёнки это действительно единственный выход, чтобы увидеть именно то, что войдёт в кадр. Многие профессионалы учились работать с такой плёночной техникой, для нее десятилетиями совершенствовали объективы, и им психологически трудно перестроиться. Поэтому специально для них продолжают линейку аппаратов с зеркалами.

Раньше наличие зеркала для больших матриц можно было обосновать слабым процессором, который не успевал мгновенно обработать информацию с матрицы, и плохим разрешением и качеством экранов. Кроме того, оптика была дешевле еще одной матрицы в видоискателе. Сейчас с режимом «Live View» эти технические проблемы решены, а зеркало окончательно потеряло свою актуальность. Оптический видоискатель с зеркалом и призмой превратился в плёночный атавизм, который уже больше мешает фотографам. Прежде всего - это прыгающее зеркало, которое неминуемо сотрясает фотоаппарат и смазывает кадр (некоторые плёночники даже принудительно поднимали зеркало, чтобы сделать более чёткий кадр со штатива). Ресурс такой скачущей механики ограничен, это первое, что выходит из строя в «зеркалках». Зачем предугадывать то, что ты собираешься снять, когда это сразу видно на экране? Даже профессионалам трудно оценить баланс белого и другие характеристики при съемке через зеркало, поэтому они то и дело смотрят на экран. Вечерняя и ночная съемка через зеркало производится практически вслепую. Ручная настройка на резкость на оптике требует снайперских способностей, в то время как на экране давно научились приближать изображение и указывать дальность. Много неудобства доставит зеркало тем, кому приходится снимать из таких положений, где глаз не может дотянуться до видоискателя, при съемках с нижней и верхней точки, из-за угла и пр. Согласитесь, для этого и придуман поворотный экран. Про шумное хлопанье зеркалом, которое отпугивает животных и привлекает внимание, мы даже не говорим. Кроме того, оптический видоискатель, призма и зеркало крадут место и утяжеляют камеру.

Наконец мы дождались «беззеркалку» со сменной оптикой (Sony Alpha NEX), но пока только с APS матрицей. Этот продукт способен сломать стереотипы и обратить внимание на бесполезность зеркала. Посмотрите, какая у нее получилась разительная компактность и снижение цены при увеличении качества по сравнению с аналогичными «зеркалками». Нам остаётся только подождать появления более широкой линейки объективов и перехода беззеркалок на большие матрицы (Full Frame).

Смотрим в будущее

Соревнования цифровой техники идут больше в названиях, чем в функциях. Вот уже и дисплей сделали для iPhone 4 с названием Retina (Сетчатка), хотя у него в 200 раз меньшее разрешение. Как ни крути, а самая лучшая в мире камера - это человеческие глаза. Вот к чему стремятся производители фототехники. Им всего-то осталось сделать:

1) Панорамную стереокамеру – это уже технически осуществимо.
2) Вогнутую круглую матрицу – вся история усовершенствования объективов, это борьба с тем, как лучше разместить изображение на прямоугольной плоскости.
3) Органические линзы – только они могут менять кривизну.
4) Разрешение, как у сетчатки (около 130 мегапикселей).
5) Высокий диапазон яркости и глубины цвета (это уже технически осуществимо, но требует серии кадров).
6) И соответствующие размеры, чтобы всегда носить с собой (лучше на голове).

На этой оптимистичной ноте разрешите пожелать всем не гнаться за техникой, а почитать умные книги - как найти нужную композицию, интересный ракурс, использовать интересный свет и правильно остановить мгновение. Фотографировать нужно тем, что у вас уже есть. Чем больше вы фотографируете и анализируете то, что получается, тем быстрее и качественнее получаются снимки.


Опубликовано в ЖЖ 08.07.2010

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Приносим извинения за то, что некоторые комментарии (как правило, от анонимных читателей) будут опубликованы не сразу, а после проверки администратором. Спасибо.