16 июля 2009 г.

Киев (из "Путевых заметок Svetskой дамы")

Привет. Зовут меня... впрочем, это неважно. В определенных сетевых кругах мой исторический псевдоним – Svetsky. Он вполне сгодится здесь. Представляемые вашему вниманию «Путевые заметки Svetskой дамы» созданы по просьбе друзей, жаждущих отчетов о моих поездках, поскольку расстояние в 4 тысячи километров между нами и разница в жизненных ритмах затрудняет устный пересказ своих приключений.
Когда-то я переехала в Первопрестольную на ПМЖ из некоего города N. Мой родной город велик, но далек, поэтому во времена жития на Родине мне не удавалось посещать города и веси по выходным. Любая поездка требовала либо времени, сравнимого со временем отпуска, либо затрат, сравнимых с затратами на него. В силу того что в графе «Хобби» любой анкеты мне в первую очередь хочется написать «Путешествия», я, естественно, едва получив возможность путешествовать без отрыва от производства, т.е. на выходных, не преминула начать тратить скромные доходы на поездки по окрестностям.

Первый теплый сезон в столице был проведен в бесконечных разъездах. Так как путешествовать в одиночку не очень весело, приходилось вербовать в компаньоны друзей-товарищей. Иногда моим спутником был бывший коллега (не последний человек в московском филиале моего N-ского работодателя), назовем его Андрей. Андрей – интеллигентный ворчливый человек с отличным чувством юмора и неуемной страстью к фотографированию и упорядочению впечатлений. Андрей – общее достояние нашего круга общения, потому как он единственный ответственно относится к путешествиям, изучает места, путеводители, готовит программу и подписывает фотографии. Андрей явился моим самым постоянным спутником в путешествиях по России, хотя иногда удавалось найти и других соратников по покорению российских и чужестранных верст. Впечатления от увиденного и пережитого читайте в моих «Путевых заметках», которые, надеюсь, будут появляться с некоей регулярностью.

КИЕВ (2005)

Пришла я в турагентство и заплатила за путевку с отъездом в пятницу 29 апреля, а с приездом во вторник 3 мая в 10 утра, проездом в купе и проживанием в гостинице «Братислава». Мне сказали, что билеты забирать не надо, так как они групповые. В день отъезда (в пятницу) раздался звонок на моем мобильном телефоне, с которого и началось мое веселое путешествие...

Звонивший мне днем ранее туроператор сказал, что я отбываю в пятницу в 20.10 с Киевского (разумеется!) вокзала, билет групповой. И вот в пятницу раздается звонок на тему, выражаемую примерно следующим образом:

– Ой, вы знаете, такая засада с билетами! У нас тут, упс, небольшая неувязочка... Нас подвел перевозчик, и купе мы смогли отловить только из Киева. А в Киев – плацкарт!

Ну ладно, подумала я, мы не гордые, можем и в плацкарте ночь поспать.

– Ну ОК, – говорю. – Плацкарт так плацкарт.

И тут туроператор и говорит мне человеческим голосом:

– А не можете ли вы приехать сегодня билеты забрать?

– А что такое? – спрашиваю. – Группу разве провожать не придут? Билеты же групповые!

– Видите ли... э-э... вы туда не с группой едете. На тот же поезд билетов не было.

Тут я, конечно, неприятно напряглась, но меня заверили, что предлагают гораздо лучший мех – у меня поезд скорый и хороший, а у них – пассажирский. А обратно я прекрасно еду с группой.

Я, конечно, от греха подальше поехала сразу в обеденный перерыв билеты забирать. Приезжаю в турагентство, мужичок какой-то минут пятнадцать мне песни поет, какой он герой-молодец, что плацкарт для меня отловил. Я язык прикусила и не стала вопрошать, как расценивать их клятву на крови, когда я им деньги отдавала, что у них типа все под контролем, за все заплачено и все ОК. А он мне:

– Да вы не расстраивайтесь, вы всего на час позже уезжаете! А приезжаете на час раньше! Потусите часок, группу подождете и – в хоутэл!

У меня улыбка вышла кривоватая: все-таки час на вокзале мне не симпатичен. Ну, думаю, фиг. Поеду до гостиницы сама, делов-то!

Приходит девочка, у которой мои билеты, радуется мне как ребенок и приглашает оформить сделку. Достает билеты, деньги для возврата мне разницы «плацкарт вместо купе» в одну сторону и просит билеты проверить. Смотрю я и вижу, что уезжаю я в 23.30. Цифра 20.10 и даже на час позже (21.10) никак не «бьется» с озвученным временем моего отбытия. Я грустно представляю себя на работе до 22.30, потом – на вокзале в 23.30 и начинаю тихо пыхтеть. Девушка грустнеет, извиняется... ну ладно. И тут я смотрю в обратный билет. Вижу время приезда – 13.12 третьего мая. Вот тут я уже начинаю брызгать слюной и шипеть, потому что 3 мая – рабочий день, на который согласован мой более поздний приход на работу на час, но никак не на половину рабочего дня! Я начинаю тихо орать, что такие приколы неплохо бы с туристами согласовывать, поскольку я платила за совершенно конкретные условия, а меня так прекрасно подставляют и сообщают мне об этом за 5 часов до поезда! Они, конечно, погрустнели. Я дозвонилась до начальства, оно поерзало, но дало добро на мой полудневной прогул.

Взяла я деньги и билеты и уже на выходе решила узнать, как удобнее самой доехать до гостиницы «Братислава». Девушка нерешительно подняла на меня голубые глаза и тихо прошептала: «А вам про гостиницу тоже ничего не сказали?» Стараясь сдерживать нервные смешки, я осведомилась, чего именно мне не сказали про гостиницу. Оказалось, что мы живем не в «Братиславе», а в маленькой частной гостинице, которая на одну звезду лучше. Представив себе, как я, фея москальская, ломилась бы в «Братиславу», не спроси в последний момент, как туда проехать, начала было выпускать пар, но, поняв тщетность своих высказываний, сгребла билетики и помчала на работу.

Уселась я в поезд в двенадцатом часу ночи, спать хотелось жутко. Проводницы – украинские феечки среднего возраста в коротких юбках на высоких каблуках – жили в особом режиме и спать, видимо, совершенно не хотели. Они изящно указывали, кому когда курить, когда сидеть на месте, а когда пить чай. Билеты сдали и белье получили мы около половины первого. Я уже почти посапывала на рюкзаке, когда наконец моя боковушка (почти около туалета) была застелена серыми простынями и я заснула сном младенца. Оказалось, правда, около часа ночи или позже проводницы изволили раздавать миграционные карты, обязательные к заполнению негражданами Украины. Я, конечно, сей исторический момент проспала, в результате чего на украинской «границе» мне чуть было не пришлось нестись за пограничником в соседний вагон, по-быстрому заполнив эту карту. Благо, его что-то задержало в нашем вагоне, ибо холод был собачий, «граница» была рано утром и вылезать из-под одеяла с курткой совершенно не хотелось. Так что и тут мне улыбнулась фортуна...

Утром (еще до полуденного прибытия в Киев) меня зазвали ехавшие рядом украинцы играть в карты. Мы совершенно мило поиграли, похихикали, они мне рассказали про Киев и про Украину вообще. Короче, мы прониклись взаимной симпатией, и они стали проявлять прямо-таки недюжинную заботу обо мне. Когда я вышла из поезда, мои новые братья-славяне предложили рассказать, как мне лучше добраться до гостиницы. И тут я обнаружила, что куда-то совершенно надежно запрятала бумажку с названием гостиницы. Помню, что название на «А», что оно короткое, а больше – ни-че-го. А гостиница новая, и ее никто не знает. На нашем народном вече было решено снабдить меня местным гидом-таксистом, которому братьями-славянами, разъезжавшимися из Киева на электричках по домам, было строго-настрого наказано не дать мне сгинуть на земле киевской. Он принял близко к сердцу мою беду, зорко следил за моими вещами, помог мне с вокзала позвонить туроператору и гиду принимающей стороны (оказавшемуся уже на вокзале) для выяснения, куда мне деваться, и предложил за 300 рублей довезти меня до гостиницы. Позже, правда, выяснилось, что до нее совершенно спокойно можно на метро доехать за 3 рубля и 10 минут, посему от его выгодного предложения я отказалась. Но за услуги, конечно, заплатила. Все-таки он мне действительно помог.

Я встретилась на вокзале с местным гидом, он мне вручил измененную (кто б сомневался!) программу тура, и я помчала на метро селиться в гостиницу. Надо сказать, что московское метро – конфетка по сравнению с киевским!

В киевском:
1) Практически отсутствуют указатели (работники местного метрополитена, видимо, считают, что дублировать информацию в разных частях платформы – моветон, поэтому не ориентирующиеся на местности граждане носятся, как дурилки картонные, от одного края платформы к другой).
2) Очень узкие коридоры и переходы. Если народ выходит из приехавшего поезда, лучше вжаться в стену и переждать поток. Протиснуться навстречу все равно не удастся.
3) Метро очень старое и совершенно не презентабельное. По крайней мере, ветка, по которой я ездила.

Доскакала я до гостиницы. Светлое пятно в сервисе! Гостиница «Адрия» очень приятная, номера отличные (хотя, мне как всегда «повезло» – протекала ванна, но это мелочи). Номер действительно на уровне. Даже выдаются косметички с гелями, шампунями, шапочками, мылом и т.п., а также тапочки. Косметички можно было оставить себе (я, конечно, оставила). А еще меня поздравили с Пасхой открыткой. И каждый вечер на подушку клали конфетки. В общем, впечатления хорошие.

Приехала группа, и мы отправились на экскурсию. Экскурсовод тоже позитивно удивил – женщина профессиональная и очевидно любящая свое дело. Очень приятная и знающая. Все экскурсии были интересными и полезными. Сначала нас «обзорно» повезли по городу (город очень красивый!). Потом мы потрескали полузавтрак-полуобед и поехали смотреть Софийский и Михайловский соборы. Красота офигенная! На фотках, конечно, не так хорошо все видно, как вживую. Было очень тепло, солнце светило вовсю, так что насладились золотыми куполами по полной. Потом автобус отвез нас в другую часть города – Подол, где мы погуляли часок перед прогулкой на корабле по Днепру с дегустацией пива местного производства.

С прогулкой меня ждала следующая засада, и не только меня. В анонсируемой программе прогулка планировалась днем, то есть при свете яркой природной батареи. А оказалось, что едем мы кататься в 20.30. И катаемся один час тридцать минут. А еще оказалось, что, когда солнце садится, в Киеве становится совсем не жарко. И еще оказалось, что в Киеве круглый год страшные ветры, а вечером они дуют сильнее. А на воде – еще сильнее. Короче, завернувшись в куртку по глаза и скрючившись на скамеечке, я пыталась получить удовольствие от созерцания вечернего Киева. Но на ум приходили только светлые образы теплых шерстяных водолазок, а также молитвы умирающего о скорейшем окончании речной прогулки. Идея дегустации холодненького местного пива навевала ужас.

Когда мы причалили, народ так стартанул в теплые места на суше, что кораблик через 3 секунды был совершенно пуст и готов принимать новых камикадзе.

Страшно хотелось есть, пить горячее, лежать в ванной в кипятке и залезть в кроватку! Бодрым галопом я добежала до метро, заскочила по пути в «Макдоналдс» (искать нормальную едальню душевных сил не было совершенно), купила еды и, предвкушая как я сейчас в номере закажу горячего чая и стрескаю «чикен макнагеттс», забилась в вагон. В гостинице выяснилось, что я совершенная умница, не поддавшись на свою мысль «а не сходить ли мне в гостиничный ресторанчик поесть?» (от которой меня отвратил мой страшный мерзлый туристический вид), поскольку пресловутый ресторанчик и все остальное не работает – все готовятся к Пасхе. Правда, одновременно я узнала, что именно по этой причине чая горячего мне не принесут, ибо носят его обычно аккурат из ресторана. Я готова была размазывать слезы по лицу грязным кулачком, сердце девушки с ресепшн не выдержало, и она пообещала организовать мне чай силами персонала. В итоге чай мне притащила «этажерка» (по-моему, так у них называется горничная, не помню) из личных закромов, в своей же чашечке. Впервые в жизни я готова была целовать женщину! Жаль, что местный «Макдоналдс» оказался совсем не способным производить вкусную еду – она там совершенно безвкусная. Но чай был божественен!

Выяснилось, что я... хих... благополучно посеяла бумажку с обновленной программой тура и не представляю, куда идти завтракать и во сколько мы встречаемся для экскурсии. Бодрым голосом я позвонила на ресепшн (там девушку из 511 номера уже без труда отличали) и задала все интересующие меня вопросы. Ресепшн (вот мастер-класс!) сумела все выяснить и сделала мне полную правильную выкладку. Так что остаток ночи прошел в кроватке спокойно.

После второго дня пребывания в Киеве у меня ноги болели долго. Мы выехали после завтрака около 10.00. В 10.30 вышли из автобуса и пошли в Киево-Печерскую Лавру. В номер я пришла в 21.30. За это период времени 20 минут мы еще ехали на автобусе и 30 минут я трапезничала в кафе. Все остальное время мы с моими ножками топтали киевскую землю. Под конец вечера ноги мне сказали, что они идут или домой, или никуда. А я уж там как хочу. Я выбрала домой.

А вообще день был отличнейший – Пасха как никак! Светило яркое солнце, у меня даже нос обгорел немного. В Лавре очень красиво. От созерцания иконостаса в Успенском соборе просто рот открывается (как в мультиках) – такое богатство! Я в последний день услышала отзывы одной молодой московской парочки из моей группы, что им ни один храм не понравился, потому что «они все какие-то не настоящие, в том числе Успенский, отстой!» Я была в ауте от такого отзыва! Но, конечно, у каждого свое понятие красоты и «настоящести».

В Лавре я зависла в пещерах, присоседившись к группе паломников, подслушала там кое-чего. (В результате вышла я оттуда, когда моя группа, злобно на меня пыхтя, уже шла к автобусу, и я поскакала к ним, даже не успев на источники. Ну да ладно.) Что касается пещер, то это такие подземные катакомбы, в которых жили монахи. Там очень узко и тесно. И очень душно. Все шлындают со свечами и пытаются не пихаться. Монахи делали себе под землей кельи и там жили. Некоторые выбирали для себя затворничество, вырывая очень маленькие кельи, закладывали вход кирпичами, оставляли крошечное отверстие, рядом с которым им раз в месяц оставляли хлеб и воду. Если однажды хлеб и вода оставались нетронутыми – значит, монах умер. Через некоторое время стену в келью разбирали, останки монаха хоронили тут же, делая в стене углубление и помещая их туда на доске. Некоторые монахи не истлевали, а мумифицировались – их тела теперь лежат в гробах со стеклянными крышками, у некоторых даже видны руки. Сейчас в пещерах никто не живет, там кладбище. Таким образом, на сегодняшний день пещеры – это подземные коридоры с небольшими комнатками, в которых стоят гробы с мумифицированными телами, а в стенах видны отверстия, где хранятся останки тех, чьи тела не мумифицировались. Там есть мумии Нестора Летописца и Ильи Муромца (это не сказочный герой, а реальный человек). А еще я подслушала, что, когда монахи делали пещеры, они решали проблему вентиляции следующим образом: ловили кротов, сажали их в коробочку, а коробочку подносили к потолку. Крот прорывал себе норку до поверхности земли и таким образом делал им вентиляцию. Не знаю, правда ли, но не представляю, действительно откуда иначе они там себе воздух брали?

Потом мы поехали гулять в центр города. Там прошлись по Андреевскому спуску (по смыслу своему, это аналог московского Арбата – там тоже всякие умельцы поделки свои продают, и спуск такой же колоритный, как Арбат). Улица страшно петляет, и у нее какой-то жуткий уклон (не помню, сколько метров перепад, но очень много). В музей Булгакова (у него дом на этом спуске) я не попала – там по записи заранее, праздники все-таки. Видела очень много интересных домов – богатые люди строили себе кто во что горазд! А еще оказалось, что в Киеве такая туча известных людей жила, трындец! И вообще масса известных людей по рождению – киевляне или из других мест Украины! А для меня были все советские, и, кто теперь из них «не наш», даже и не представляла!

А потом я пошла есть национальную еду. Как у них все вкууууусно! Вареники – это что-то! Котлета по-киевски, домашняя колбаса – песня! Борщ (даже несмотря на то что с квашеной капустой я не очень люблю) – супер! Пишу и слюнки текут! Умеют же люди готовить! А еще – у них божественное мороженое!

На третий день с утра шел небольшой дождь, но мы, как стойкие оловянные солдаты, были на своем туристическом посту! Обскакали опять центр города, посмотрели массу красивого и интересного, потом выселились из гостиницы и поехали в село какое-то (Пирогово, по-моему) на ярмарку. Вообще это типа музея украинской деревни. Там построены избы крестьян разного достатка, церковь, изба местной управы, дом священника, школа, засеяны поля и т.п. А на ярмарку там раз в год съезжаются умельцы и продают всякие поделки. Это прямо настоящая национальная ярмарка – с песнями, самодеятельностью, национальными костюмами. Торговцы располагаются «кто где упал». Понять, как надо ходить, чтобы рационально обойти всех, совершенно не понятно. Все очень красивое и интересное. Мы с девчонками из группы зашли там в шинок, тяпнули горилки, сальца и других вкусностей, и пошли с красными рожицами за покупками... Я, конечно, накупила себе всякой шурушни, так как деньги обратно менять не хотелось, да и было там на что их потратить.

Довольные и счастливые, мы загрузились в поезд. Жаль только одно – незадолго до нашего приезда в Киеве холод стоял, поэтому каштаны и сирень не расцвели (хотя всегда к 1 мая они все цветут обязательно). А на Крещатике есть совершенно чудная каштановая аллея. Представляю, как там здорово, когда каштаны цветут!

Надо сказать, что Крещатик я себе немного иначе представляла. Он несколько разочаровал. Не сказать, что милый и уютный (мне казалось, он должен быть таким). Он является широкой проезжей улицей с большими помпезными домами. Правда, каждые выходные его перекрывают, и тогда он только пешеходный. Туда тоже приходят всякие торговцы, артисты, певцы и проч., которые зарабатывают небольшими представлениями.

Вообще Киев очень приятный, милый, дружелюбный, красивый, уютный и чистый город. В нем совершенно не чувствуешь себя гостем. Такое впечатление, что ты тут всегда жил. И уж тем более не ощущается, что ты в чужой стране. Хотя от некоторых женщин ощущалось сдержанное отношение к русским – не грубость, не неприязнь, а именно отсутствие обычного радушия, что ли? Но с мужчинами, как обычно, проблем не было!

Говорок местный, конечно, для русского уха забавен. Я развлекалась тем, что слушала украинские передачи и особенно рекламу, которая у нас тоже идет. Покатушки! Я, разумеется, понимаю, что для украинцев русская речь тоже смешная, но все равно – ухихикаешься...

Итог: хочу туда снова и снова. Например, в конце мая у них «дни Киева» – цветет все, что способно цвести. Полтора дня там, конечно, мало! Словом, вспоминая Киев, пребываю в благостном расположении духа.

17 комментариев:

1. На Верку Сердючку похоже - "доскакала, бежала галопом".

ОтветитьУдалить
  2. Зовут меня Х, переехала из N-ска, описывать буду города-почтовые ящики. Эх, недоверяю я настолько законспирированным источникам. Хотя и написано от души, вот за это спасибо.

3. Действительно, что за анонимность такая! когда читаешь хочется представлять себе "вживую" автора в описываемых условиях. Если конечно все что описано - действительно реальность и автор реален. Почему нет хотя бы фото автора если уж имя так тщательно скрывается?

4. Будут еще репортажи, возможно, будут и фото, если путешественница не будет возражать. Странник, судя по всему, принципиальный враг анонимности, я попробую поговорить об этом со Svetsky. Читатели могут пока поупражняться в язвительных предположениях о внешности и психопрофиле автора :-)

ОтветитьУдалить
  5. Судя по всему, это блондинка. :)))

6. Хоть я и Админ блога, но мне высокая честь отбора желающих поупражняться в графоманстве не предоставлена, сим приятственным делом как сокрытие личности автора и хихиканием по поводу реального цвета волос будет заниматься исключительно Админ Бекасов.Ру

7. Да, подтверждаю, что Странник выше упражнений в графоманстве и хихиканий.

ОтветитьУдалить
  8. жаль.. было бы здорово, если б Странник тоже высказал свое предположение :)

9. «Путевые заметки Svetskой дамы» созданы по просьбе друзей, жаждущих отчетов о моих поездках, поскольку расстояние в 4 тысячи километров между нами - она либо с Туркменистана, либо с Узбекистана.

Даже выдаются косметички с гелями, шампунями, шапочками, мылом и т.п., а также тапочки. Косметички можно было оставить себе (я, конечно, оставила)- это всем женщинам присуще :)))))

ОтветитьУдалить
  10. С некоторыми коллегами общаюсь только по телефону. Голос друг друга узнаем. Лично я внешность ни разу не угадала.

11. Странник, подскажите (мне почему-то кажется, что вы можете ответить на мой вопрос), могут ли гуманитарий и математик найти общий язык?

12. Проблема нахождения общего языка мало связана с образованием аппонентов. Люди с ограниченным мировоззрением встречаются как с одной, так и с другой стороны баррикад.

ОтветитьУдалить
  13. Странник, вопрос был не об образовании, а о состоянии души, но ответ Вы дали абсолютно точный. Спасибо, Вы – настоящий друг. Мораль, как я понимаю, заключается в том, что необходимо прекратить борьбу за мир во всем Мире и переключиться на решение локальных, но не менее важных проблем. Излишнюю энергию надо направлять в правильное русло, тогда всем будет хорошо. И еще раз СПАСИБО!!!!!

14. Пожалуйста, Странница. А что бывают математики с состоянием души гуманитария? Хихик...

15. Странники общаются на своем птичьем языке. Странно!

ОтветитьУдалить
  16. Нет, просто есть люди нетворческих профессий, которые не могут в полной мере реализовать себя. Хотя одна моя коллега очень мечтала стать журналистом, пять лет мучилась, изучая прикладную математику, ни дня не работала по своей первой специальности, затем получила диплом экономиста (нельзя сказать, что она фанатеет и от этой профессии), но она чувствует себя счастливым человеком. У нее большая семья (муж, дочь, две кошки и собака), и она подумывает об увеличении семейства. Вот так…

17. У нее большая семья (муж, дочь, две кошки и собака) - :) Кошки и собака - члены семьи?
    Я дома котят швыряла по утрам как тапок. Утром встаешь и обнаруживаешь их у себя в постели - малоприятно. Брала за шкирку или за уши и кидала их с коридора. Миновав кухню, плюхались на пол в веранде, дальше скользили по полу и выпадали на крыльцо, где их подбирала наша дворняжка.Она их любила, мгновенно хватала и уносила. Я за членов семьи не считала.
    Брат приносил всю живность, которые ему попадали на глаза по пути с работы с домой.

ОтветитьУдалить

Приносим извинения за то, что некоторые комментарии (как правило, от анонимных читателей) будут опубликованы не сразу, а после проверки администратором. Спасибо.