Версаль, возможно, так и остался бы навсегда незамеченной деревушкой близ Парижа, если бы не прихоть королей. Бесконечные войны вынуждали королевских особ перемещаться в отдаленные районы. (Пример тому – сохранившиеся до наших дней замки Луары.)
Дворец в Версале строили с 1661 по 1710 гг., т.е. на протяжении почти всего периода царствования Людовика XIV. Версальский дворец был не просто жилищем короля, но и символом Французского королевства. Придворный этикет, строгое соблюдение иерархии, импозантность, галантность – все должно было подчеркнуть пышное великолепие дворца. Интерьеры свидетельствуют о типичном для той эпохи стремлению к комфорту и изысканности.
Для нас Версаль - это прежде всего настоящий музей, т.к. такого обилия золота, роскоши, редких вещей, безупречных форм и т.п. в полной гармонии можно увидеть лишь здесь. Когда плавно переходишь с толпой туристов из одной парадной комнаты в другую, сменяемую затем огромными роскошными залами или апартаментами, то нечаянно ловишь себя на мысли: неужели человеку для счастья так много надо?
Такие мысли наверняка одолевали и Наполеона... Поэтому он и не любил Версаль. Въехав в этот роскошный дворец, он так и не смог избавиться от незримого присутствия прошлых владельцев... В начале своей императорской карьеры он был безразличен к материальным излишествам. Гораздо позднее любовь к женщине, требующей богатства и роскоши, и появившийся титул императора заставили его немеркантильную душу дрогнуть...
Особое впечатление на нас произвели "зеркальный" зал и галерея сражений с огромными полотнами, полными героической патетики и посвященными успешным боевым походам королей и Наполеона.
На память из Версаля мы привезли SACD с музыкой итальянского композитора эпохи Людовика XIV Жана Батиста Люлли - симфонии, увертюры и оперы, услаждавшие изысканный вкус Короля–Солнца...
Городок Фонтенбло лежит в огромном лесу площадью 25 тыс. га. Дворец возводили французские зодчие при короле Генрихе IV, и работы были закончены лишь при Людовике XIII.
Наполеон сделал дворец в Фонтенбло своей главной резиденцией, обустроив его заново, т.к. после революции вся обстановка из замка попросту исчезла. Наполеон любил и часто вспоминал Фонтенбло. И во время осеннего пребывания в Москве в 1812 году (возможно, поэтому он вовремя не уехал из Москвы, доставшись со своей многочисленной и знаменитой армией на растерзание русскому варвару-морозу?), и во время своей последней ссылки на остров Святой Елены Наполеон с ностальгией вспоминал Фонтенбло как самое красивое и пригодное для августейшего житья место в Европе.
С лужайки напротив дворца мы созерцали спокойную архитектуру резиденции. Музей Наполеона был закрыт, и потому мы много времени посвятили осмотру садово-парковых ансамблей вокруг дворца, слившись с толпой отдыхающих французов, зубрящих студентов (ведь в Фонтенбло находится известная школа бизнеса) и блуждающих туристов.
Версаль - Фонтенбло - фотоальбом с комментариями:
часть 1 >>>
часть 2 >>>
По возвращении в Москву наполеоновская тема стала французским интеллектуальным десертом для нашей семьи. Книжные полки тяжелеют от многочисленных томов, посвященных эпохе, женщинам и друзьям Наполеона (свой вклад сделал и Бейшен Исаев, подарив Ивану Петровичу на день рождения пару внушительных талмудов). Из уст Ивана Петровича теперь часто можно услышать "мнение Наполеона" по тому или иному поводу. Значит, тема не закрыта! Надеемся, что последний акт французской оперы послужит прологом к нашим новым путешествиям.
Мечтаем увидеть Мальмезон, вернуться в Музей Армии и Музей Наполеона в Фонтенбло, посмотреть Ватерлоо, посетить острова Корсика и Эльба...
"Я не ищу кратчайших путей, я не боюсь ни усталости, ни скуки длинных дорог: они позволяют мне больше увидеть." Наполеон
Опубликовано на сайте Bekasov.ru 15.11.2003.
Остальные фоторепортажи Ивана Второва и Елены Сеньковой из серии "Французская опера в исполнении русских солистов" >>>
Не первый раз читаю, но всегда восхищаюсь языком ( манерой письма) Елены.
ОтветитьУдалитьСпасибо за отзыв! Очень приятно!
ОтветитьУдалить