(Продолжение. См. предыдущие главы: Предисловие, "Я есть".)
История моей жизни началась в Москве, в старинном особняке старого Замоскворечья, расположенном на улице со смешным названием Щипок, где неподалеку жил Тарковский. После революции в этом особняке была устроена коммунальная квартира, в которой моей маме досталась крохотная комнатка. Эта комнатка надолго стала моим домом: в ней я выросла, в ней начала свою замужнюю жизнь, в ней же родились и мои старшие сыновья. Существование в этой комнатушке явилось первым моим серьезным жизненным университетом. Жизнь коммунальной квартиры кипела и шипела: на единой жилплощади, оснащенной одним санузлом с единственным краном, выдающим только холодную воду, обитали два десятка соседей и я с детьми и мужем, без помощников и какой-либо возможности нанять няню.
Жили мы с соседями настолько большой бурлящей компанией, что по статистике, если не каждую неделю, то каждый месяц в нашей совместной жизни случалось что-либо если не выдающееся, то анекдотичное.
Так, к примеру, я однажды застала свою соседку Лилю в глубокой печали. Выяснилось, что причиной грустных мук подруги послужил дядя Юрик из Куйбышева – дядя ее мужа, приславший письмо, на которое по закону родственных связей полагалось дать вежливый ответ, в котором Лилечке ну абсолютно нечего было написать. Страдая и мучаясь от неумолимой необходимости что-то выдавить из себя, соседка с ликованием приняла мое предложение написать письмо за нее. Прочитав мой короткий, но крайне милый и доброжелательный ответ, Лиля издала вопль восторга, мгновенно запечатала письмо, не сочтя нужным даже переписать его своим почерком, и поскорее отправила послание в Куйбышев. Безмятежно мы вернулись к своим делам: Лиля со вздохом облегчения, а я – с радостью, что оказалась полезна подруге. Ничто не предвещало грозы на безоблачном коммунальном небе. Однако через некоторое время в дверях моей комнаты появилась возбужденная соседка с зажатой в кулачке телеграммой, в которой кратко и ясно красовалось всего несколько слов: «Еду. Дядя Юра».
«Ну спасибо тебе, Лена! Написала письмишко!» - стенала Лиля, безуспешно пытаясь найти в комнате пятый угол. «Ну что ты наделала! Ты видишь – едет!!!» - металась она. «Учти, жить он будет у тебя!» - мрачно пошутила напоследок соседка. «Нет, нет! - испуганно парировала я. - Пусть уж лучше ест у нас!»
Вскоре вслед за телеграммой явилась и сама персона дяди Юрика. Далекий родственник оказался галантным интеллигентным композитором весьма почтенного возраста. Как и обещала, я накрыла стол, пригласив на трапезу соседку вместе с вновь прибывшим дядюшкой. Дядя Юрик поцеловал мне ручку, искупал в комплиментах и старательно принялся за поглощение котлеток. Внезапно дядюшка перестал есть, задумался и расстроился. Испугавшись, что ему попалось что-то невкусное, я замерла в ожидании вердикта. Через секунду дядя Юрик искоса взглянул на мою подругу и аккуратно спросил: «Лилечка, нет ли у тебя дома какой-нибудь ненужной старой кастрюльки или ковшичка?» «Есть, дядюшка. А что такое, что случилось?» – удивилась соседка. «Мне кажется... - робко начал старичок. - Нет, мне не кажется… Я проглотил коронку». Мы с Лилей недоуменно смотрели друг на друга, пока медленно, но верно до нас не начало одновременно доходить, зачем нужна кастрюлька. Достойно сдержав взрыв хохота, подруга выдала почтенному старичку кастрюльку, эпизод с которой регулярно повторялся три раза в неделю, покуда дядюшка не увез злосчастную коронку на родину.
Жили мы с мужем в Москве крайне небогато, денег не хватало постоянно, поэтому мне пришлось потрудиться на разных поприщах. Подруга научила делать уколы, и я зарабатывала этим, ухаживала за стариками, не имея медицинского образования, но имея желание выжить.
Если жизнь наступает русскому человеку на горло, он щекочет ей пятки.
Стас Янковский
Пригодились и навыки рисования: крошечные пейзажики моей руки на удивление удачно продавала приятельница – учитель музыки. Каждая картинка стоила 10 рублей, и в месяц за свои работы я получала 60 – 70 рублей, а это фактически была еще одна целая зарплата! До сих пор в доме у друзей я вижу свои картины, приводящие меня в замешательство: сейчас существует такое многообразие красивых рамок, оригинальных паспарту, а это все делалось в домашних условиях и выглядит как «привет» из прошлого! Однако друзья не снимают их как раз в память о том важном и дорогом для них времени. У меня самой почти ничего из тех творений не осталось, но у моего близкого окружения такие этюды или коллажи висят на стеночке.
Наиважнейшим своим делом я всегда считала воспитание сыновей, поэтому наравне с работой мне необходимо было иметь возможность уделять достаточно времени детям. По этой причине я пошла работать в гостиницу с графиком сутки через трое. Там, начав с нуля, я очень быстро заняла за стойкой почетное место администратора. В это время со стороны Парижа к стойке администратора нашей гостиницы стремился Андрэ - французский журналист ИТАР-ТАСС.
Однажды появившись передо мной, Андрэ вызвал удивительную симпатию. Помимо того, что в те далекие 80-е вообще любой иностранец казался почти инопланетным существом, так Андрэ еще и был французом, знающим русский язык, безукоризненно эрудированным. С огромным удовольствием я разговаривала с ним на всевозможные темы, и в мыслях не допуская, что встреча с Андрэ Маньенаном изменит мою жизнь. Однако… человек предполагает, а Бог располагает.

Андрэ - тонкий, необычный человек, но всегда немного печальный, и моей живой натуре постоянно хотелось встряхнуть, расшевелить его. Андрэ же позже говорил: «Знаешь, когда я на тебя смотрел, то думал, что не встречал женщины более счастливой и красивой. Я не смел даже надеяться, но как-то все само собой получилось, и я не смог противиться своим мечтам, не устоял…» Для меня же ключом, открывшим все двери, была фраза, которую ни один более мужчина мне ни разу в жизни не говорил. Однажды, еще в самом начале нашего знакомства, Андрэ сказал: «Если бы ты подарила мне ребенка, я был бы счастлив… Если я имею право просить тебя об этом, то я прошу… » И много позже, когда мы иногда ссорились, обижались друг на друга, эта фраза была со мной постоянно как флаг примирения.
«Между строк»
Елена: С кем-то из гостей очень легко разговаривать, люди открыты и с радостью откликаются на проявленное радушие. Иногда же я вижу людей хмурых, закрытых, зажатых, и когда смотрю на них, то сердце сжимается от того, что люди сами обкрадывают себя, лишают себя такой радости, такого счастья: любить и впускать к себе любовь! Замыкая душу в толстый панцирь, хмуростью, недовольством и закрытостью они так обедняют свою жизнь! Тем радостней видеть, как через какое-то время некоторые оттаивают, начинают улыбаться и уезжают в душевном сердечном настроении.

Боюсь, обидеть, но меня всегда удивляла русская черта - заполнить свободное место, еще с прошлого раза заметила , что в доме героини нет свободного места - везде безделушки , и даже в отношении детей - хорошего должно быть много. Это конечно хорошо,
ОтветитьУдалитьЧем же плохо большое количество детей? Особенно если эти дети так нуждаются в любви и заботе, которые героиня способна им дать?
ОтветитьУдалитьЭто большая ответственность, тем более чужие. Многодетность должно быть осознанным, природа дает на раздумье и адаптацию 9 месяцев :-) и еще годы пока растет человек. А тут готовые дети за пять минут , да и мужчине многодетность дается тяжеловато. Мой папа вырос круглой сиротой и ему очень хотелось много детей, чтобы дети не были одинокими. Ему удалось - дети очень дружные. А тут без основания и причин, или причина дать кому то тепло и любовь - не так то уж и основательно.
ОтветитьУдалитьНу, после зачатия природа на раздумья уже ничего не дает, 9 месяцев - только на адаптацию :)
ОтветитьУдалитьИ с чего Вы решили, что у героини выбор был не осознанным? Очень и очень осознанным был выбор, совершенно точно!
Как же так не причина взять на воспитание ребенка, если ты способен его воспитать, а он - один на белом свете и нуждается в любви?! Какие же еще требуются основания и причины?
Из других источников читаю, что не брали на воспитание а так себе , просто оказывали помощь детям своих служащих. Может в России это кажется благородно, а таких детей мои родители столько воспитали, мои двоюродные , троюродные братья и сестры просто жили у нас и потом уже благодаря подготовке моего папы поступали в ВУЗы, папа даже брал отпуск, чтобы съездить на вступительные экзамены вместе с сыном двоюродного брата. Для нас это простые вещи, а сейчас я читаю, что это, знаете ли, такое, что восхищает других.
ОтветитьУдалитьСветлана, поживите как мои родители в комнате на 8-10 кв. метров, вместе с племянниками и дальними родственниками, при этом помогая им - в такие уж условия ставили совковая власть , может поймете, что это приведенный Вами пример - это просто ерунда.
Или бы хотя почитаете про Алишера Усманова, точно не приведу его слова, он как то сказал, что в России не умеют делать добрые дела.
Что на Востоке считается в порядке вещей, в России может считаться чудачеством.
Расскажите нам, уважаемый аноним, из каких источников, более достоверных, нежели первоисточник, вы могли это узнать? :))) Не перечислите ли родителей детдомовских детей, которые у Елены с Андрэ "служили"? :) Было бы весьма любопытно об этом узнать! Да и Елена с Андрэ порадуются, узнав, что они, оказывается, всегда были организацией со своими служащими :)
ОтветитьУдалитьА вы, уважаемый аноним, живете в комнате 8-10 кв.м. вместе с племянниками и дальними родственниками, помогая им, чтобы судить или советовать другим? Вы же, в отличие от русских, умеете добрые дела делать :)
Кстати, взяли бы и написали о своих родителях - сколько доброго они сделали, как помогли тем, кто в этом нуждался, насколько широка восточная душа и безгранична восточная доброта. Мы бы с удовольствием почитали, правда!
Светски, я не могу всех детей моих родителей посчитать: они были до моего рождения и после, до моего - я могу посчитать только по фотографиям, а после тоже не могу - я имена некоторых не помню, как и родство. Я своих некоторых родных племянников не видела, а им уже 20 лет, а Вы хотите мне непосильную задачу дать решить :)
ОтветитьУдалитьНо судя по всему дела ваших родителей достойны того, чтобы собрать о них информацию и рассказать ее другим. Не такая уж и непосильная задача для человека с Востока, где все живут одной большой дружной семьей. Это в России, как вы справедливо заметили, нет такой тесной связи между родственниками, это нам была бы такая задача непосильна.
ОтветитьУдалитьНу если уж и правда не получится - так вы о своих добрых делах расскажите, а Россия, может, научится у вас их делать.
Вы скольких чужих детей вырастили? Скольким родственникам помогли? Сколько человек на вашим попечении сейчас живут с вами в одной комнате? Расскажите, действительно интересно! Когда русским тесно в однушке всей семьей - должен же быть достойный пример, чтоб не отчаиваться и не роптать.
О своей семье я не могу рассказывать :-) не принято это на Востоке, а вот о чужой с удовольствием, а расскажу о человеке - несостоявшемся моем свекре :-))), человеке широкой души, но уже покойном Виталии Павловиче, я его знала совсем немного времени, но человек он был удивительный.
ОтветитьУдалитьНу несомненно не можете :) А меня вот в детстве учили наоборот - что о других рассказывать нехорошо (только с их разрешения можно), а о себе - пожалуйста. Действительно большая разница с Востоком.
ОтветитьУдалитьНу что ж, ждем рассказа о Виталии Павловиче. Судя по ФИО человек не восточный, а так хотелось у вас добру поучиться.... Ладно, тогда опять погордимся русскими.
Рассказать о себе? Хорошо. Заказала маме кофеманке сорт кофе - Копи Лювак , напоим ее, а потом скажем, как его получают. Мои сотрудники упрекают меня за жестокость и извращение :-) . Некоторые даже говорят, что это будет мой последний визит домой.
ОтветитьУдалитьОчень вкусный и достойный кофе, но способ получения, безусловно, не самый аппетитный :) Думаю, вашей маме понравится.
ОтветитьУдалитьХотя, конечно, мы ждали не об этом "рассказа о себе" :)))
Рассказывая о себе, я могу настолько увлечься, что начну фантазировать и потом уже сама верю в сочиненное, а чистую правду вряд ли смогу рассказать. Вернее, в рассказе будет 100% правда + сочинение.
ОтветитьУдалитьИнтересная личность = серость+ вымысел = Я 6-)
По утрам приготовив вкусное кофе, залезаю на сайт Бекасова, а тут ничего нет 6-9. Не оправдываете мой кофе админ 6-9, и не заслуживаете моего рассказа о себе
ОтветитьУдалитьКофе-2: Я совсем в запарке забыла предупредить родных об особенностях кофе, а они уже вскрыли - теперь по моему приезду мне уж точно каюк. Мама мне вряд ли простит этот поступок.
ОтветитьУдалитьЗнаете, аноним, я прям к вам искренним уважением прониклась. Признаться, что вы являетесь интересной личностью только потому, что к вашей серости прибавлен вымысел - непросто даже анонимно. Но поступок несомненно достойный.
ОтветитьУдалитьНадеюсь, признание заслуг происходит еще при жизни несмотря на то что Копи Лювак уже вскрыт....
Признание заслуг уже произошло: Светски подсела на комментарии анонима. Или я не права? 8-)
ОтветитьУдалить:))) может быть и правы :) смотря что имеете ввиду под "подсела" :)
ОтветитьУдалитьSvetsky, а что Вы имеете в виду "под подсела"? :-) Женские штучки применимы к мужчинам, но не ко мне.
ОтветитьУдалитьТоже увлекаетесь психологией? Админ, наверное, заразил.
Кстати, как поживает Ваш знакомый Сергей Королев? Что то его не слышно :-)
А откуда у Вас такая привычка - отвечать вопросом на вопрос? :))
ОтветитьУдалитьЭто не женские, а юридические штучки: прежде чем говорить о чем-то надо для начала определиться с понятиями.
Сергей поживает прекрасно! Я передам, что Вы по нему соскучились :)
Я не соскучилась.
ОтветитьУдалитьА если соскучилась, то ,как Вы однажды выразились, с корыстной целью :),
Передайте ему , пожалуйста, что если у него есть интересный материал, то у меня просьба, чтобы он разместил его в ЖЖ , я почитаю ;-)