20 сентября 2012 г.

Елена Сенькова, "Звенигородская астрономическая обсерватория"

День открытых дверей 15 сентября 2012 года.

Близ деревни Новошихово в лесной чаще спряталась Звенигородская астрономическая обсерватория, которая является структурным научным подразделением Института астрономии РАН. Дни открытых дверей проводятся регулярно дважды в год (обычно весной и осенью), начиная с 2009 года.

Интересующихся на сеанс 14 часов было немного, значительно меньше, чем мы наблюдали в Пущино. Но, как нам пояснил наш ведущий Дмитрий (сотрудник обсерватории), все дело в том, что до Звенигородской обсерватории очень нелегко добраться общественным транспортом и это значительно сокращает возможности желающих. Среди посетителей были родители с детьми (мальчиками лет 5-7), девушки и юноши и пожилые дамы.

В Пущинской обсерватории мы познакомились с большим астрономическим «ухом», которое улавливает все космические шорохи. Здесь же, под Звенигородом, нам предстояло посмотреть прямо в «глаза», которыми русские ученые-астрономы могут смотреть в чистое небо максимум 90 дней в году (а в иные хмурые лета и не более 60). Именно такое количество дней/ночей бывает ясным над территорией Московской области. Более «остроглазый коллега» находится в кавказском филиале (Терскол) на высоте 3150 метров. В обсерватории 5 действующих телескопов, а также 4 экспоната великих «старцев», с которых все тогда и начиналось.

Данная обсерватория была задумана и организована почти одновременно с работами по запуску советского спутника. Замысел создания обсерватории заключался в отслеживании траекторий спутников и в подготовке персонала для проведения подобных наблюдений. Все это происходило в далеких ныне 1950-х. Условно выбрали 1959 год, и с него теперь ведут срок жизни научного астрономического учреждения.

Запуск первого спутника был секретной операцией, и потому набор и подготовка наблюдателей за траекторией его движения была соответствующей: по человеческим сусекам поскребли (ведь это всего через несколько лет после Великой Отечественной войны) и бросили клич о наборе и подготовке наблюдателей неба. Из набранного отряда любителей астрономии и физики формировали «тройки»: один у трубы, второй - с фонарем, третий - с хронометром. «Фонарь» бегал в ночи, «хронометр» засекал точное время, а «телескоп» учился наводить быстро и точно на объект. Ученикам не сообщали истинных целей их полевой муштры, однако к старту первого спутника школа соглядатаев была хорошо подготовлена.

Первые сооружения появились на земле обсерватории в 1964 году. Сегодня на уютной территории гармонично расположены купола звездных научных храмов, перемежающиеся с типичными советскими хозяйственными постройками в виде ангаров или многоэтажных домов.

После ознакомления с историей создания нас повели непосредственно к экспонатам, тем самым «старцам», хранящимся в обсерватории в специальном ангаре, который местные работники именуют чердаком. Это как американцы любовно называют свой богатейший великолепный Смитсоновский музей «чердаком нации», куда отправляются все отжившие свой век вещи, дорогие сердцу каждого американца-налогоплательщика.


На этом «чердаке» мы увидели странные, на первый взгляд, экспонаты. Во всяком случае у них не очень много общего с телескопами. Это все-таки больше фотографическая техника, но очень большая, с помощью которой и следили за спутниками: большой морской бинокль БМ-110, большой пленочный фотоаппарат БПФ-110 (полевой вариант со встроенным хронометром), спутниковый телескоп Сarl Zeiss Jena (с высокоподвижной монтировкой на шарнирах, позволяющей вращаться по 4-м осям), который недавно был реанимирован и иногда используется для тестовых наблюдений метеорных потоков. Раньше это был телескоп с автоматическим пультом управления в виде большой железной коробки с различными кнопками, а сейчас это usb. В конце исторического ряда красуется самый большой - Лазерный Дальномер, который выстреливал в спутник и ловил его отраженный сигнал. Дальность выстрела 300-400 тыс. км. Но для современных задач его точность недостаточна.


На выходе из «чердака» мы увидели деревянные домики, которые детям напоминают ульи. Эти домики - колпаки для гигантских астрономических фотоаппаратов для наблюдения в полевых условиях. В этом месте воображение само включается, и перед глазами возникают яркие картинки «фэнтези»: поле, домик, ночь, сам аппарат и огромная кассета с пленкой к нему. Кинематографично! Одна пожилая посетительница советовала всем посмотреть фильм «Здравствуй, это я!» (1965 г.), в котором главные герои живут и работают в астрономическом учреждении в Армении.


Поднялись под купол, где стоит обычный немецкий телескоп-рефлектор «Цейс-600» с диаметром зеркала 60 см. Используется для наблюдения за астероидами. Наблюдения автоматизированы. Ведь человеческий глаз очень слабый инструмент наблюдения. Все, что можно было увидеть глазом, сделали в свое время великие ученые-астрономы Галилео Галилей и Уильям Гершель. Сегодняшнему астроному не приходится прилипать глазом к трубе. Все наблюдения фиксируются на экране (а раньше на фотопленке или специальных пластинах). Там-то и происходит обработка данных и открытия. Температура в помещении купола и на улице равны. Летом и осенью это неважно, а вот зимой в сильные морозы наверняка не очень весело, но зато зимой самое чистое и темное небо и сухой воздух - прекрасная пора для астрономов, если бы еще не холод. Дмитрий вспоминал свой опыт работы с этой техникой из железа в 37-градусный мороз, когда кончики пальцев обжигались от соприкосновения с металлическими аксессуарами телескопа.

Купол здесь подвижный. Такая конструкция была специально разработана для высокогорных телескопов как защита от ветров, но прижилась и на равнинах. Щель в куполе открывается вручную специальным «штурвальным» рулем. Есть что-то завораживающее в этом действии (дети впечатлены!) и метафоричное (астрономия - луч света науки в царстве невежества!), когда астроном приоткрывает «веко»-щель для наблюдения. В настоящее время этот телескоп модернизируется.


В соседнем «храме», куда тоже надо подняться по узкой лестнице под купол, установлен телескоп с древним красивым именем «Астрограф» - гибрид подзорной трубы и большого фотоаппарата. Это телескоп-рефрактор, т.е. линзовый. Астрограф – наглядная жертва технического прогресса. Новые технологии уничтожили производство стеклянных астрономических фотопластин. В СССР такие пластины не могли качественно делать, а в ГДР перестали производить. В 1997 году закончились последние пластины, и фотоаппарат встал на прикол. Сегодня «Астрограф» - друг детей-кружковцев юных астрономов, и он отлично справляется со своими образовательными функциями. Дети работают с двумя другими прикрепленными к нему телескопами. Крыша здесь тоже купольная и подвижная с раздвижной щелью. «Астрограф» - визитная карточка обсерватории и любой астрономической темы в СМИ, так как в их архивах много фотографий этого инструмента. Астрографами называли в XIX веке телескопы с фотоаппаратом.


Перемещаясь вместе с ведущим от купола к куполу, наше удивление и восхищение росло пропорционально габаритам оптической техники. Но то, что мы увидели напоследок, нас морально «придавило» богатырской мощью! В большом здании под отъезжающей крышей установлен ВАУ - Высокоточная Астрономическая Установка (когда видишь агрегат, издаешь невольный американский возглас, созвучный имени аппарата, - «wow!»). Это чугунный телескоп, весом 30 тонн, больше похожий на гигантскую бочку бетономешалки. В нем тоже раньше использовалась фотопленка, поэтому наблюдения велись на большой трубе до 2005 года. Сегодня наблюдения ведутся через пристроенный рядом телескоп Сантел. На этом гиганте наблюдают космический мусор и искусственные спутники для Министерства обороны. Во время работы телескопа крыша отъезжает, и чугунный гигант работает под открытым небом. Раньше крыша у этого инструмента была построена в виде раскрывающихся лепестков (инженеры-то были романтиками!), но один лепесток упал по причине неправильной конструкции и крышу переделали в настоящую, без изысков, но функциональную.


Полюбоваться звездным небом (а ведь едут, со слов ведущего, на День открытых дверей прежде всего посмотреть в телескоп) можно в любительский телескоп Meade c 40-сантиметровым зеркалом. Нам с погодой не повезло. Были мгновения, когда солнце показывалось из-за туч, но, увы, пока настраивали технику, солнца и след простыл. «Погода не любит астрономов». Дмитрий нам рассказывал несколько историй о таком вот «законе подлости», когда именно в планируемые дни наблюдений погода как назло портилась и лишала и удовольствий от созерцания, и работы.

После ознакомления с техническим богатством учреждения нам предложили прослушать познавательную лекцию. Лекцию вела молодая женщина, к сожалению, имени ее не спросили сразу, а затем и позабыли под впечатлением. Нового в лекции для нас лично было немного, но для ребенка повторение - мать учения. В лекции рассказывалось о разнообразии телескопов в мире, о строении Солнечной системы и о галактиках. Народ на лекцию не пошел, так как почти у всех были трудности с обратной дорогой. С нами сидели очень пожилая женщина (местная, как потом выяснилось, когда мы предложили ей свою помощь в подвозе) и молодая девушка, которую мы потом подхватили по дороге (она возвращалась пешком!) и доставили ее на остановку московского автобуса в Звенигороде.

По дороге назад мы обменивались впечатлениями об увиденном и услышанном. Экскурсия нам очень понравилась, но какое-то необъяснимое легкое расстройство мы ощутили, ну что-то близкое к чувству «за державу обидно». Может быть, это ложное и поверхностное чувство (были бы ой как рады так заблуждаться!). Почти вся техника могучая и старая, 40-летней давности. Астрономы совершенствуют и модернизируют ее, используя старые телескопы как надежный штатив. С финансированием работ тоже не очень хорошо до сих пор. Гранты выигрываются, но с реальным поступлением денежных средств - привычные препоны.

Последний оплот надежды нашей науки - это люди, неравнодушные, любящие свою профессию, преодолевающие различные трудности в решении и научных и наверняка чисто бытовых вопросов.

Но, с другой стороны, здесь в Звенигороде есть Астрономическая оптическая обсерватория - и разве это не чудо (помните про количество ясных дней и ночей в Московской области)? Помимо решения узкоспециализированных научных задач, работники обсерватории помогают воспитывать новое поколение астрономов, сотрудничая с Домом детского творчества в Звенигороде, где они ведут астрономический кружок с 2010 года.

Спасибо астрономам за Дни открытых дверей!


Опубликовано в ЖЖ 19.09.2012



Ссылки по теме:

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Приносим извинения за то, что некоторые комментарии (как правило, от анонимных читателей) будут опубликованы не сразу, а после проверки администратором. Спасибо.