5 мая 2010 г.

О смелости, чувстве юмора и хорошем знании законов

В менталитете российского предпринимателя чаще всего живет переразвитый инстинкт самосохранения в отношениях с государственными органами и банками (уж не знаю, почему по восприятию банки стоят в одной линии с государственными органами). Не любят наши предприниматели ссориться с государственными – особенно контролирующими – органами, опасаются и сторонятся, предпочитают заплатить лишнего, но не провоцировать к себе повышенный интерес.

Однако счастлив тот, кто поборол в себе «нежелание связываться» и неприятие необходимости добиваться своего даже посредством «военных действий».

К примеру, моя бывшая начальница, ныне владелица юридической компании, однажды уговорила крупного клиента – строителя дорог, посудиться с налоговой инспекцией за несправедливо выставленные пени. Сначала он сопротивлялся (сумма пеней была ничтожно мала в масштабах оборотов дорогостроительного бизнеса), а через пару лет налоговая инспекция моего родного города N при каждой встрече умоляла представителей его компаний больше не подавать в суд. Аппетит, как известно, приходит во время еды, и после нескольких выигранных дел от данного клиента поступило указание спорить с налоговой абсолютно по всем пеням и штрафам, включая справедливо выставленные. Такой активной жизненной позицией клиент поставил местную инспекцию в бесконечно стрессовую ситуацию. «Спускаемый сверху» план по сборам и начислению пеней не выполнять инспекция не могла (посему выставляла их каждой компании, к которой приходила на проверку), а сотрудников налоговой (особенно достаточно квалифицированных для хитроумных тяжб с бизнесом) катастрофически не хватало для еженедельных посещений судебных заседаний по поводу и без. А если присовокупить к этим фактам заинтересованность в исходе дела высокооплачиваемых юристов консалтинговой компании против заинтересованности просто оплачиваемых сотрудников налоговой, которые вынуждены биться за бюджетные деньги… исход очевиден.

Сложно сказать, почему люди так редко выходят за рамки своих выработанных шаблонов (один из которых – «не связываться»). Наверное, выход за рамки требует покидания своей «зоны комфорта», что в свою очередь требует больших физических и психологических усилий, чем обычная жизнь «в режиме сохранения энергии». Однако, когда кто-то все-таки «делает это», окружающие приходят в восхищение.

Рассуждения выше спровоцировала недавно обошедшая Интернет история про предпринимателя, взбунтовавшегося против неповоротливой равнодушной машины, с которой столкнулись его животрепещущие интересы. Энергичность и смелость, использование принципа «все, что не запрещено законом, – разрешено» и нестандартность подхода к решению проблемы привели лично меня в неописуемый восторг. На всякий случай приведу данную историю здесь полностью для тех, к кому она еще «не попала»:

«Досудебный порядок разрешения споров

Во время командировки в регион столкнулся с весьма любопытным казусом. Оказалось, что нигде в наших российских законах не написано, что документы должны составляться на бумаге, а не на любых других материалах. Вот и смеялся весь город над конфликтом некоего предпринимателя с банком. Что именно они не поделили, лично я не вслушивался. Говорили о каких-то несправедливых комиссионных платежах, о какой-то плате за обслуживание счета... Но это материи тонкие и юридические. Достоверно же известно вот что.

Когда предприниматель (далее - П) обратился для разрешения конфликта в банк, ехидные работники банка заявили: "Пишите претензию, мы ее будем 60 дней рассматривать и потом все равно откажем". П удалился из офиса, бросив на прощание: "Сами напросились". Банкиры не учли, что П является монополистом в деле поставки тесаного камня для памятников, фундаментов и прочего. Вот П и выставил банку требуемую претензию. Тихим воскресным вечером на тяжелом грузовике претензию провезли по городу. Возле запертого офиса банка претензия была бережно выгружена двумя тяжелыми кранами и установлена на крылечке. А утром оказалось, что претензия немножко мешает работникам банка попасть в офис. Хотя вообще-то претензия была весьма скромной. Строгая плита серого гранита, массой каких-то 12 тонн. На плите по всей форме была выбита претензия к банку. Со всеми реквизитами, включая адрес П для ответа.

Разумеется, банк не оставил дело так. Оставшиеся без офиса работники банка вызвали милицию. Внимательно изучив претензию, милиционеры пояснили, что тут нет никакого преступления, а налицо гражданско-правовые отношения. После чего посоветовали банку решать вопрос с П в суде общей юрисдикции и уехали восвояси. А претензия осталась. Банк попытался самостоятельно убрать претензию. Увы, П оказался единственным счастливым владельцем многоосного трейлера и соответствующей техники. А без трейлера вывезти претензию не представлялось возможным. Банкиры вызвали трактор и собрались зацепить претензию тросом и столкнуть хотя бы с крыльца на улицу. Претензионную работу остановили, кстати, проезжавшие милиционеры, пояснившие, что захламлять проезжую часть претензиями нельзя. Бедным работникам банка пришлось проникать на рабочее место через окна. Клиенты банка вежливо отказались и предпочли пойти в другие банки.

На следующий день судья районного суда, выслушав жалобу банка, отказалась в порядке обеспечительной меры требовать от П аннулировать претензию. Более того, выяснилось, что банк не имеет права отвергнуть претензию по мотивам использования небумажных материалов, а должен переместить её в архив и рассмотреть в соответствии с собственным порядком. В результате на третий день нанятая банком бригада рабочих с отбойными молотками все-таки раздробила претензию до перевозимых размеров. И в тот же день П позвонил в банк и вежливо поинтересовался результатами рассмотрения претензии. Услышав обещание П в случае проволочек выставить новую претензию, уже на трех страницах, банк предпочел не доводить до этого и срочно отменил для П все комиссии. Так что досудебное урегулирование - очень эффективная мера!»
(источник)

А мораль сей басни, на мой взгляд, такова: надо не только не бояться отстаивать свои интересы, но и делать это так, чтобы, не нарушая законов, создать ситуацию, в которой твои интересы просто не смогут проигнорировать. В каждой ситуации, конечно, решение будет свое, но принцип подхода к делу в данной истории представлен великолепно.

7 комментариев:

  1. Анонимный5 мая 2010 г., 21:19:00

    Светски, Ваша точка зрения изменится. :)))
    По опыту работ в двух компаниях я (почему то) стараюсь не связываться с девушками с г. N.Честно признаться, за два месяца развился инстинкт самосохранения. Напоминают мне героинь Нонны Мордюковой- очень крикливые, очень шумные.
    Налоговую инспекцию понимаю.

    ОтветитьУдалить
  2. Отличный пост, просто отличный. Сразу видно профилированность "тостующего". Надо будет тоже что-нибудь по специальности забацать... Никого проблемы энергопотребления современных чипсетов не интересуют? Или где найти лампы к ЖК монитору нестандартной диагонали?

    ОтветитьУдалить
  3. Мммм, многоуважаемый аноним, не могли бы Вы выражаться яснее? "Светски, Ваша точка зрения изменится. :)))" - это угроза, предсказание или банальность, порожденная знанием того, что мнение не меняется только у дураков и у покойников?
    Кстати, много читала Ваш коммент, но так и не смогла прийти к единому мнению: вы 2 месяца одновременно или последовательно работали в двух компаниях, где крикливые девушки из города N старательно способствовали выработке Вашего инстинкта самосохранения? А вообще Вы говорите не как работник коммерческой компании, а как гос служащий, ибо "наши люди налоговой инспекции не сочувствуют!" :)))

    ОтветитьУдалить
  4. Спасибо, Странник, за похвалу! :) Кстати не факт, что энергопотребление современных чипсетов никого не волнует :) я вот, например, совершенно не против повышения собственной образованности по технической части, ибо даже за словом "чипсет" пойду в википедию :) а ведь 21й век на дворе! :))

    ОтветитьУдалить
  5. Анонимный6 мая 2010 г., 22:07:00

    Последовательно. Ушла сперва с одной после интриги сотрудниц на другую, а в другой всего лишь неделю - там оказалось не лучше.
    http://www.superjob.ru/resume/cv-5295637.html - моя сотрудница по первой , вроде хорошо начала , но грязный донос на меня стоило ей увольнения :). Не понимаю психологов, которые только умеют орать.
    Удивляюсь, почему людям спокойно не живется? Когда в жизни все налаживается, нужно добиваться уважения у окружающих людей, а почему-то люди предпочитают вести себя отвратительно.
    А со второй работы ушла, так как не хотела ошибок по первой. Самое смешное:66% моих сотрудниц оказалось с города N.

    ОтветитьУдалить
  6. "с города N" - это из какого именно? :) А раз Вы ни на одной работе себя найти не смогли... может дело не в окружении? Оно ведь каждый раз разное... постоянное в этой истории только одно - Вы...

    ОтветитьУдалить
  7. Анонимный7 мая 2010 г., 10:11:00

    Да, разное, но общее у них одно- женский коллектив..
    Недавно смотрела документальный фильм про тюрьмы Америки и Австралии. Женщины-заключенные не шокировали, меня поразило другое: как похожи сотрудницы тут с зэчками там.
    А по второй работе мне не хотелось воровать :), а потом прилюдно возмущаться.

    ОтветитьУдалить

Приносим извинения за то, что некоторые комментарии (как правило, от анонимных читателей) будут опубликованы не сразу, а после проверки администратором. Спасибо.