4 августа 2009 г.

Великий Новгород (из "Путевых заметок Svetskой дамы")

Ну что ж, начало было традиционным – я чуть не опоздала на поезд. В этом была виновата моя коллега, которая на неделе вернулась из отпуска и в пятницу это самое возвращение изволила отмечать (ну и, конечно, в какой-то мере доля вины на моей нерадивости в вопросах пунктуальности). Я с сослуживцами натрескалась вермута и за 40 минут до отправления поезда нетвердым аллюром выбежала из офиса. Чувство острого осознания реальности меня, однако, не покидало, через «не могу» я шлепала в гору к метро, потому как на машине вечером в пятницу были серьезные шансы вообще до вокзала не доехать, а курить бамбук в пробках, желая по телефону счастливого пути Ольге и Андрею.

Чувствуя себя пьяным пионером-героем, я изо всех своих героических сил пыталась бежать к «подземке». Ввалившись в вагон на кольцевой (где берет сотовый телефон), я послала запрос Андрею о номере пути, на котором стоит наш паровоз. Тот написал, что путь третий, потом (зная мою привычку вскакивать чуть ли не отъезжающий состав) прислал следом сообщение с инструкцией, как проникнуть на пути Ленинградского вокзала.

Однако нормальному человеку Андрею не пришло в голову рассказать мне, как распознать, какой вокзал – Ленинградский. На площади трех вокзалов обезумевшим туристом я выскочила из метро и увидела справа и слева задворки двух вокзалов. Не имея ни малейшего представления куда идти, я начала кидаться к прохожим с воплями «Как пройти на третий путь Ленинградского вокзала?!». Мир не без добрых людей – мне показали дорожку, пролегающую между киосками, через вокзальное кафе и вокзальные кассы, и я на хорошей скорости вынеслась на перрон.

Поезд, конечно же, стоял 17-м вагоном к месту, в котором появилась я. Вагон у меня был №1. Набрав в легкие побольше воздуха, я рысцой направилась вдоль состава и вдруг около 16-го вагона услышала голос: «Не беги». Тихо ругнувшись по поводу глупых шуток за 3 минуты до отправления поезда, я проигнорировала реплику и поскакала дальше. Тут меня настиг громкий глас Андрея: «Света!!! Не беги!» Проникнув в сознание, голос заставил меня сделать полукруг почета, и я бросилась на шею Андрею. Нормальный и прозорливый человек Андрей учел, что 1) мой билет у него, так как билеты покупал он, а забрать свой до отъезда я не успела, 2) без билета меня бы не пустили на порог другого вагона, а успела бы я добежать до первого – вопрос! Посему не встреть меня Андрей у конца поезда, то... желала бы ему счастливого пути по телефону.

Андрей запихал меня, обливающуюся слезами благодарности, в 10-й вагон, и мы пошли по поезду к его началу.

С билетами в Новгород был некоторый дефицит, таковых на места в одном купе купить не удалось. Ольга с Андреем ехали в одном купе, а мне досталось счастье ехать с тремя посторонними лицами. Дорога в Новгород стала страшным мучением. Мало того, что после вермута в принципе плохо спалось, мои соседи по купе (две женщины и мужчина среднего возраста) решили меня вконец извести. Тети бесконечно шуршали пакетами, дядечка ходил, не переставая хлопал дверями, громким басом разговаривал со всеми, кого встречал в коридорах. Это происходило на фоне того, что поезд постоянно останавливался, ехал то назад, то вперед, дергался и грохотал (то ли к нему подцепляли вагоны, то ли перецепляли тепловоз, но всю ночь состав лязгал и мотался из стороны в сторону). В итоге на полудрему со страшными снами мне перепало часа два.

В жутком состоянии я заставила себя поутру открыть глаза и увидела, что все уже умытые и довольные бегают по вагону. Слабым голосом я вопросила, когда будет Новгород, на что дядя бодрым басом ответил: «Да, собственно, через 20 минут приезжаем». Тут мне стало плоховато... Все туалеты уже, должно быть, закрыты, и я сейчас прибуду в Новгород мало того что не выспавшаяся, так еще и не мытая, не переодетая и не пившая чая. А прибываем мы без 10 минут 6 часов утра!

В секунду слетев с полки, я ринулась в желанное заведение, которое оказалось открытым. Возликовав, я начала полоскаться и через пять минут превратилась в умытого причесанного туриста. Выскочив вприпрыжку в коридор, я выяснила, что наш поезд (впервые за несколько лет!) опаздывает на полтора часа, так что истерику можно было не разводить...

Тут уже и Ольга с Андреем проснулись (им повезло больше – их соседи высадились ночью, и к утру все купе было в их безраздельном пользовании). Не торопясь, мы заказали чаю, ударили по бутербродам и причалили к перрону Великого Новгорода.
Выгрузившись, мы вдохнули всей грудью вкусный воздух славного исторического города и побрели по направлению к первой намеченной Андреем достопримечательности. На вокзале было куплено 2 карты – одна для Ольги, другая для Андрея. Я не выказала ни малейшего желания заиметь топографическую съемку, рассчитывая по привычке сгрузить на Андрея проблему организации досуга и прокладки маршрута. Но тут выяснилось, что Андрей с Ольгой составляют друг другу достойную конкуренцию в спорах, как и куда идти дальше. Самое ужасное, что они начали призывать к ответу и меня, вопрошая, кому из них я согласна вверить свою судьбу и почему не участвую в обсуждении маршрута?! Еле отбившись от необходимости принимать какие-то решения по передвижениям, я поняла, что расслабиться мне не придется, ибо вопрос о доверии тому или иному гиду будет эпизодически возникать. Все это, конечно, было в шутку, но, как известно, в каждой шутке есть доля шутки – мой мелкий космополитизм был налицо! Скрыть его от двух людей с университетским образованием не представлялось ни малейшей возможности. За целый день я успела привыкнуть к своему позору, но так и не заставила себя проявить интерес к составлению программы.

Так, перешучиваясь и разглядывая карты города, мы вяло передвигались по центральным улицам. Андрей пытался вызвать к жизни наш энтузиазм, безнадежно придавленный ранним субботним временем. Две сони женского пола прыгать и веселиться в 8 утра отказывались. Андрей сдался.

Красотища нас ждала необыкновенная! Как обычно в путешествиях по подобным местам, нам невероятно повезло с погодой (тьфу-тьфу-тьфу): было очень тепло и солнечно, а под вечер даже стало жарко, и мы постоянно стремились забиться куда-нибудь в тень. (Приехали загоревшие, у меня даже немного обгорели плечи.)

В Новгороде очень интересно: там есть ярко выраженный исторический центр – Кремль и расположенные недалеко церкви, а основной город – в другой стороне. Поскольку мы искали исторических ценностей, весь день проходили по пешеходным зонам и практически не видели домов и машин. Зато насмотрелись на голых местных жителей, которые в жаркий день купались и загорали на городском пляже, расположенном прямо под стенами городского кремля. Более того, те, кому было лень идти до городского пляжа или просто переходить по мосту на другой берег, загорали прямо на газонах вдоль набережной. Видеть людей, дефилирующих в купальниках посреди города, было несколько непривычно, однако – местный колорит!

Надо сказать, что в путеводителе вниманию туристов был представлен ресторан, располагающийся в кремле, при этом рекомендованный как достойный. Мы не преминули его посетить. Цены приятно удивили, однако хорошее дешевым не бывает... Видимо, во имя справедливого распределения рисков Сергею приносили все слишком горячее, Ольге – слишком холодное, а мне – слишком невкусное... Зато мы развлеклись, наблюдая во время обеда, как под окнами ресторанной веранды гуляла свадьба по русским традициям – на газонах накрыли фуршетные столы, куда пришли молодожены в сопровождении русского народного ансамбля. Все это было бы весело, если б не старинная русская традиция петь на свадьбе горестные песни про невесту из серии «Мы ее теряем, она к нам больше не вернется». Зато сколько восторга вызвало все это действо у иностранцев, тусовавшихся в это время в кремле! Еще до прихода свадьбы они выстраивали и фотографировали своих детей рядом с накрытыми столами, воспринимая это, видимо, как постановку для гостей. А что началось, когда вокруг столов начали водить хороводы и петь песни! А мы сидели, как злобные гоблины, на втором этаже и прикидывали, как бы половчее спустить на веревочке из окна наши чарки для наполнения их на халяву огненной водой за здоровье молодых...

Во дворе кремля мы видели котенка совершенно невероятного окраса! Одна половина спины у него была расписана каким-то необычным узором, а другая – четкими широкими полосками, идущими вдоль и причудливо собирающимися на лопатках. Выпросить у Андрея кадр на это чудо природы я, увы, не решилась.

Церквей в Новгороде примерно как в Суздале: по полторы на каждого жителя. Мы ходили целый день без остановок и увидели только половину. Посмотрели остатки былой роскоши, расписанной Феофаном Греком, восхитились его необычной манерой росписи, вытоптали все близлежащие развалины (реставрированные и не очень). Потом, с подачи Ольги, поехали на часовую экскурсию по воде до озера Ильмень, на которой приняли пива и шампанского (кто чего). Это, с учетом невозможной жары на фоне общей усталости, окончательно вывело нас из рабочего состояния. Алкогольная нега, обуявшая Андрея, однако, не помешала ему взобраться на верхнюю палубу теплохода с целью фотосъемки Юрьева монастыря. Во время экскурсии меня посетило желание поехать кататься еще часок, лишь бы не вставать с кресла, но времени оставалось мало – и мы стекли на берег для продолжения насилия над своими конечностями.

Прямо к воротам Кремля подходит пешеходный мост с изогнутой спинкой. По нему великолепно можно кататься на велосипеде, но самое приятное, что на нем нет ступенек, поэтому даже в бессилии можно вполне удачно волочить по нему ножки.
В Новгороде, судя по всему, хорошо развит туризм, поскольку город чистый, красивый и ухоженный. Самое модное, как мы поняли, – строить коттеджи рядом с историческими ценностями. Поблизости к церквям есть прямо-таки коттеджные кварталы, причем выглядят они, как южные улочки – красивые дома с фруктовыми деревьями во дворах. А иностранцев там тусуется!.. Больше, чем в Москве, по-моему.

Отсмотрев почти все намеченное, мы решили поесть в ресторане, где мало, но вкусно покушали. Мало – поскольку порции оказались немного несоразмерны ценам (хотя я, видимо, не с тем сравнивала, делая неправильные выводы о должных размерах форели и гарнира).

Времени до поезда оставалось вагон (по моим меркам), и я подпевала Андрею, убеждавшему Ольгу, что еще успеем сгонять на такси до пары церквей, по-быстрому их осмотреть и попасть на обратный поезд. Но Ольга была неумолима в стремлении приехать на вокзал заранее и без суеты и истерики загрузиться в вагон. Короче, развести сотоварищей на бытовой адреналин не удалось, и мы лениво добрались на такси до вокзала. Нетипично рано (за 25 минут до отправления! Еще столько можно было успеть!) загрузились в поезд – в тот же вагон, в котором приехали, и даже в моем первом купе! В Новгород из Москвы ходит только один поезд, поэтому даже проводница нам уже была родная... Четвертого нам в купе не подселили, поэтому три измученных тела, забывшиеся снами младенцев, кайфовали без посторонних.

Приехали в Москву мы, к сожалению, без опозданий, метро еще было закрыто. Пришлось изловить такси и мчать домой с неприветливым водителем. Однако все равно впечатления от поездки были крайне позитивные, поскольку желанный осмотр приятного города в отличной компании – что может быть лучше?

Фотографии:

Ярославово дворище+св прокопия153+св жен мироносец1510.JPG

Ярославово дворище +праксевны-пятницы +никольский собор (1).JPG

Петровское кладбище.JPG

кремль софийский собор 1045 (3).JPG

кремль софийская звонница (1).JPG

кремль с волхова (2).JPG

кремль с башни кокуй княжая спасская и дворцовая башни.JPG

Кремль дворцовая и спасская башня.JPG

кремль (29).JPG

+спаса преображения на ильине1374.JPG

+перта и павла в кожевниках 1406 (5).JPG

+Власия 1407.JPG

+бориса и глеба в плотниках 1536 (1).JPG

7 комментариев:

1. ... Видимо, во имя справедливого распределения рисков Сергею приносили все слишком горячее, Ольге – слишком холодное, а мне – слишком невкусное... - видимо, Дама еще не трезвая. Записки Нетрезвой Путешественницы.

2. Подковать бы Даму, цоканье каблуков не слышно

3. Вот и лето прошло,
    Словно и не бывало.
    Ну а мне не смешно-
    Я свой отпуск проморгала. - по рассеяности

Запахло осенью и благотворно - захотелось съездить куда-нибудь. Но города, описанные Дамой Светски, не привлекают. Хочется, что то другого. А вообще, осень, думаю, подходящее время для поездок по России - полюбоваться красотой местности в осеннем убранстве.

ОтветитьУдалить
  4. А мне повезло. Отпуск в июле, и даже перенести, если захочу, наверное, не получится. А в сентябре - поездка на неделю в Питер. Люблю осень: осенний пейзаж наиболее разнообразен. И Питер осенью красив…

5. Уже отменила все поездки за этот год - поездка в одно место с любимым человеком :)

6. Друзья советуют посетить Кронштадт. Хвалились своими фотками. Симпатично.

ОтветитьУдалить
  7. туда уже неинтересно, мы подальше собрались ехать.

Приносим извинения за то, что некоторые комментарии (как правило, от анонимных читателей) будут опубликованы не сразу, а после проверки администратором. Спасибо.