13 июня 2012 г.

Камень дружбы (из книги "Благодаря и вопреки")

(Продолжение. См. предыдущие главы: Предисловие"Я есть""Андрэ""Даниэль""Франция. Жизнь "с нуля". Париж"; "Отец Силлуан""Gastronomie"; "Русские во Франции""Дом и Родина""Всё, что нас не убивает, делает нас сильнее""Женский Покровский монастырь""Возвращение""Россия. Жизнь "с нуля""Глубинка отчаяния""Наташа""Деревенский колорит"; "Гордость или сытость?".)

 Феерия деревенской жизни заключалась не только в сильных, не знакомых нам ранее переживаниях, но и в удивлении самим жителям, их поступкам и образу мыслей. Были в нашей деревне неописуемо колоритные персонажи, поражающие всем своим существом.

Однажды пришла ко мне делегация просить денег. «Я вам уже давала, так же не делается! Есть более нуждающиеся!»- попыталась отказать я. «Нееет, - возразила делегация, - больше нас нету! Если бы ты знала, как у нас горит, ты бы сразу поняла, ты бы дала!»

Тогда около нашего дома был пруд, рядом с которым по моему дизайнерскому замыслу планировался камень. Я уже даже нашла вожделенный живописный камень: зеленый, необычайно красивый, похожий на малахит.
«Хорошо, - говорю я страждущим, - Вон там у дороги лежит камень. Если вы его притащите на берег пруда, я дам вам 50 рублей». 50 рублей – это 5 бутылок водки: великое, сказочное богатство, которым можно было напоить всю деревню, в то время как этим мужичкам порой хватало полстакана, чтобы упасть. Народ заволновался, воодушевился. «И вот за этот камень ты нам заплатишь 50 рублей?!» - не поверил народ. «Ну да, - вселила в него уверенность я, - Камень же большой, его еще надо как-то вывернуть из земли». «Ничего, это уже наша забота!» - принял народ на себя ответственность. Целый день они думали, как одолеть этот камень. Сначала мужичков было трое, потом пятеро, семеро и, наконец, 12. Они ходили вокруг камня, беспрестанно жужжа. Вот они - 50 рублей, лежат на дороге, а взять никак!

Приняли вызов и подключились даже те, кому деньги были не нужны. Все стали давать друг другу советы, придумывать, вспомнили пирамиду Хеопса, инков, ацтеков (было поразительно, что здесь вообще знают об их существовании!) Через некоторое время пресловутый камень стал делом принципа: народ принялся придумывать самые невероятные способы его порабощения. Глядя на пропитые физиономии поработителей камня, слыша термины, слетающие с их уст, подумалось, что мужички эти не всегда были такими: качественное советское образование неумолимо пробивалось сквозь алкогольную зависимость. Было невероятно отрадно смотреть на рой занятых делом людей: возможно, впервые за многие десятилетия у них появился смысл жизнь. Глядя на эту возбужденную суету, мне стало ясно как именно народ в свое время совершил революцию!

Связанные одной целью, рабочие и крестьяне слились в едином порыве - доставить камень к моему пруду. Даже деньги уже ушли на второй план, впереди маячила идея осилить поставленную задачу, а заодно доказать этим французам, что русские все могут!


Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день за них идет на бой.

Гете И.


В результате невообразимых ухищрений и физических усилий камень стал медленно продвигаться к нашему дому. Когда камень откопали, он оказался гораздо больше, нежели я думала. Выяснилось, что я видела только верхушку айсберга. Через 3 дня, когда жители все же докатили мой дизайнерский замысел до пруда, я уже не была рада, что все это затеяла, но остановить процесс было невозможно – в нем участвовала уже вся деревня. На третьи сутки громадный камень высился как гора на берегу нашего небольшого пруда. Меня позвали оценить результаты. Окинув взором изменившийся ландшафт, не подозревая о последствиях своих желаний, я попросила: «Ой, ребята, его бы подвинуть чуть-чуть вправо, чтоб дорогу не загораживал», и пошла за вожделенным ими вознаграждением труда.

Воодушевленный успехом и ближайшим вознаграждением, народ начал рьяно двигать камень вправо. Потревоженный гигант под собственной тяжестью стал плавно съезжать в пруд по мокрой, скользкой, взбитой многочисленными ногами глине… Наблюдая это плавное скольжение, я шокировано застыла с 50-ю рублями в руке. Не успела я ахнуть, как трое мужиков, не способных допустить столь бесславный конец трехдневных трудов, прыгнули в пруд и успели героически подставить плечи под падающий камень, уйдя при этом под воду с головой. Борясь за красоту моего ландшафтного дизайна, спасители камня пытались найти точки опоры на скользком глинистом дне пруда. Под моржиное фырканье, вырывавшееся из глубин мутного глинистого водоема, камень несколько раз поднимался над поверхностью, однако сила действия оказалась сильнее силы противодействия, и камень опустился на дно. Над прудом повисла долгая гнетущая тишина. Жители деревни хоронили 50 рублей. Я с ужасом представляла каменную глыбу, навсегда заполонившую мой маленький декоративный пруд.

Молча, я все же отдала деньги за столь ратный труд, смирившись с его бесполезностью. Но нет, ничего не сломит русский народ! Проиграв сражение, он был настроен выиграть войну.

«Не волнуйся Лена, сейчас мы его достанем!» - сказали мне герои непосильного труда.
Представив себе, сколько и как они буду вытаскивать камень из этого скользкого глиняного взбаламученного водоема, если целых трое суток они только тащили его от дороги, я отчаянно попыталась отказаться, но все уже лезли в воду: «Деньги получили, сейчас мы его достанем!» Уже семь человек пытались вытащить камень, но ничего не выходило. Подошли еще. Решили доставать его сетями, сети рвутся. Притащили канат, связали канатом. Пять бурлаков по берегу, четверо в пруду, подставляя плечи, пытались вытащить камень – не получилось.

Перепробовали все возможные способы. Для помощи в борьбе с камнем собрался народ со всей деревни, на заборах повисли кумушки. Каждый кричал, сопереживал, кряхтел: Народ вытаскивал камень. Женщины не выдержали, бросились помогать. Истерических хохот одолевал всех, когда очередная попытка проваливалась, и камень, уже почти вытащенный, снова медленно уплывал вниз. Бесчисленное количество раз, едва поднимаясь на поверхность, камень вырывался и снова уплывал на дно. К обеду наступил переломный момент в трехдневной войне: какой-то изобретатель придумал использовать шест. Человеческая воля одолела силу земного притяжения: приподнимаемый двумя-тремя шестами, поддерживаемый плечами ныряющих в грязную муть богатырей, вытягиваемый на берег канатом, мокрый, скользкий, но покоренный камень был водружен на берег. Победе ликовала вся деревня! Восторженный визг детей, возгласы женщин, стариков, всепоглощающую гордость русского мужика, справившегося с задачей, удовлетворенное фырканье Андрэ, бегающего вокруг с фотоаппаратом, наблюдала растерянная я, затеявшая всю эту кутерьму, так неожиданно сплотившую деревню.

Многострадальный камень был уложен как нужно, через год оброс растениями, и начал выглядеть так, как будто здесь и родился. В результате на берегу нашего пруда получился небольшой парк, в который местные жители часто приводили своих гостей, с гордостью в подробностях рассказывая историю этого камня.

10 комментариев:

  1. А камень где?

    ОтветитьУдалить
  2. Ого, на сайте изменения, незаметные с первого раза. Интересная подача фотографий.

    ОтветитьУдалить
  3. ...вожделенный живописный камень: зеленый, необычайно красивый, похожий на малахит...

    Светлана, камень, так красочно описанный, и без фотографии. Так нечестно.
    Камень, ради которого заплатили 50р., основной предмет и нет фото!

    Где камень?!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. К моему огромному сожалению фото с камнем в истории не сохранились. Или мне в руки не попали. В любом случае представить их нет никакой возможности :(

      Удалить
  4. http://kukmor.livejournal.com/826715.html

    байки про мужиков

    ОтветитьУдалить
  5. Все затихли подозрительно

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ого, сообщение ровно полночь 8-0 . Анонимам не спится, однако :-\

      Удалить
  6. http://www.fishup.ru/albums/p/oid/25632041/lid/50

    Фото - чудо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Градиентный фильтр, поляризационный фильтр + постобработка по цвету, балансу белого и пр. Но фотограф хороший, снимки очень профессиональные.

      Удалить
    2. После этой фотографии, задумалась. Надо в каком раю я жила! Очень интересный человек, этот фотограф, напоминает кота Матроскина. Решала учиться фотографировать, увлекает все больше и больше

      Удалить

Приносим извинения за то, что некоторые комментарии (как правило, от анонимных читателей) будут опубликованы не сразу, а после проверки администратором. Спасибо.